Положение о территориальном органе МЧС России

Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

I. Общие положения

1. Территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – территориальный орган МЧС России), осуществляет функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Полное наименование территориального органа МЧС России: «Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации».

Сокращенное наименование: «Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации».

3. Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – Главное управление МЧС России) входит в систему МЧС России и подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Министр).

Координацию деятельности Главного управления МЧС России по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах федерального округа в рамках полномочий, установленных настоящим Положением, осуществляет Главное управление МЧС России, дислоцированное в субъекте Российской Федерации, в котором расположен центр соответствующего федерального округа (далее – Главное управление МЧС России, осуществляющее координацию деятельности).

4. В своей деятельности Главное управление МЧС России руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России.

5. Главное управление МЧС России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием, соответствующие печати, штампы и бланки, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в органах Федерального казначейства. За Главным управлением МЧС России закрепляется имущество на праве оперативного управления.

6. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Главного управления МЧС России осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Главное управление МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

8. Деятельность Главного управления МЧС России является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

II. Основные задачи Главного управления МЧС России

9. Основными задачами Главного управления МЧС России являются:

1) реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации;

2) осуществление управления в пределах своей компетенции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации;

4) осуществление деятельности в пределах своей компетенции по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации.

III. Основные функции Главного управления МЧС России

10. В рамках компетенции МЧС России Главное управление МЧС России в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и представляет в органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также по разработке нормативных правовых актов и правовых актов субъекта Российской Федерации;

2) разрабатывает и утверждает положения о структурных подразделениях Главного управления МЧС России и другие организационно-распорядительные документы;

3) организует в пределах своей компетенции работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасению и жизнеобеспечению людей при этих чрезвычайных ситуациях;

4) осуществляет тушение пожаров в населенных пунктах, в том числе городских лесах, организациях, в которых создаются объектовые и договорные подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее – ФПС), а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

5) организует поиск и спасание людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;

6) организует методическое руководство и контроль при решении вопросов по подготовке населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности в пределах своей компетенции;

7) организует учет аттестованных аварийно-спасательных служб, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и тушению пожаров и действующих на территории субъекта Российской Федерации;

8) организует работу по постановке на учет и ведению учета военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, федеральных государственных гражданских служащих, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, проходящих службу в Главном управлении МЧС России, а также по поручению (согласованию) МЧС России в учреждениях МЧС России, дислоцированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивает их жилыми помещениями;

9) осуществляет ведение учета военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников ФПС, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей;

10) осуществляет проверку документов, представляемых военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудниками ФПС для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений;

11) осуществляет ведение учета жилищного фонда, а также подготовку предложений о потребности в жилых помещениях по Главному управлению МЧС России;

12) осуществляет предоставление служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях государственным гражданским служащим и работникам МЧС России;

13) организует ведение бюджетного учета финансово-хозяйственной деятельности, а также оперативного и статистического учета;

14) осуществляет подготовку статистической, бюджетной и других видов отчетности;

15) осуществляет закупку товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

16) обеспечивает постоянную готовность пожарной, спасательной и беспилотной авиационной техники, пожарно-технического вооружения, оборудования, морских (речных) судов и средств связи;

17) осуществляет в пределах своих полномочий:

государственный надзор в области гражданской обороны;

федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

федеральный государственный пожарный надзор;

государственный надзор за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок на территории субъекта Российской Федерации;

функции Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

лицензионный контроль в области пожарной безопасности;

18) осуществляет меры по противодействию терроризму;

19) обеспечивает выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов Главного управления МЧС России;

20) осуществляет методическое руководство и контроль за организацией подготовки должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

21) осуществляет координацию и контроль деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях;

22) осуществляет контроль за созданием и поддержанием в состоянии готовности локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

23) осуществляет методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов субъекта Российской Федерации, местных и объектовых резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

24) осуществляет сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;

25) осуществляет методическое руководство по вопросам создания и развития содержащихся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и средств организаций подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных подразделений, поисково-спасательных, аварийно-спасательных формирований, образовательных организаций переподготовки и повышения квалификации соответствующих должностных лиц;

26) осуществляет реализацию функций государственного заказчика строительных и других объектов, обладающего необходимыми средствами и полномочиями для заключения государственных контрактов: на выполнение подрядных строительных и проектно-изыскательских работ, связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, предназначенных для удовлетворения потребностей МЧС России на территории субъекта Российской Федерации и финансируемых за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников; на сопровождение инвестиционного процесса; на приемку указанных объектов в эксплуатацию;

27) осуществляет мероприятия по созданию, сохранению и использованию страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;

28) осуществляет организационное, методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием для нужд гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории субъекта Российской Федерации;

29) осуществляет предоставление государственных услуг;

30) осуществляет делопроизводство, архивное хранение документов и материалов;

31) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Главного управления МЧС России;

32) организует создание и подготовку на военное время специальных формирований в целях решения задач в области гражданской обороны;

33) организует хранение вооружения, военной и специальной техники, запасов других материальных средств на военное время, в том числе для специальных формирований гражданской обороны;

34) разрабатывает планы непосредственной подготовки к переводу и перевода Главного управления МЧС России на работу в условиях военного времени;

35) организует воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в Главном управлении МЧС России, и обеспечивает представление в МЧС России отчетности по бронированию;

36) участвует в организации подготовки работников мобилизационных органов;

37) осуществляет поддержание мобилизационной готовности Главного управления МЧС России;

38) принимает участие в разработке мобилизационного плана экономики субъекта Российской Федерации;

39) осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

40) участвует в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также в осуществлении пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

41) участвует в работе по обеспечению функционирования и совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;

42) участвует в координации деятельности всех видов пожарной охраны;

43) участвует в организации подготовки и дополнительного профессионального образования специалистов в образовательных учреждениях для МЧС России;

44) участвует в организации и проведении аттестации аварийно-спасательных служб, пожарно-спасательных подразделений, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

45) организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны;

46) осуществляет методическое руководство созданием и поддержанием в готовности защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области;

47) осуществляет управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации и территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);

48) участвует в проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях и тушении пожаров;

49) осуществляет методическое руководство совместной деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий, и контроль за проведением мероприятий в этой области;

50) участвует в осуществлении международного сотрудничества в рамках международных соглашений и иных международных актов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая реализацию мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию;

51) организует подготовительные мероприятия по авиационному обеспечению экстренного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, проведение аварийно-спасательных, пожарных, медицинских, патрульных и других видов работ;

52) участвует в организации на территории субъекта Российской Федерации выполнения мероприятий по развитию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

53) осуществляет координацию проводимых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории субъекта Российской Федерации;

54) обеспечивает координацию деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами РСЧС, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

55) обеспечивает формирование и представление в МЧС России материалов для ведения реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта);

56) обеспечивает поддержание в готовности к действиям сил Главного управления МЧС России;

57) организует и осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России (далее – личный состав Главного управления МЧС России), в том числе в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность в системе МЧС России;

58) осуществляет в пределах компетенции контроль за выполнением владельцем опасного объекта требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

59) осуществляет обеспечение проведения мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации, в том числе информации ограниченного распространения и информации, содержащей сведения конфиденциального характера, а также участвует в развитии специальной связи на территории субъекта Российской Федерации;

60) участвует в организации подготовки персонала системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе образовательных организаций МЧС России;

61) организует работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Главном управлении МЧС России;

62) организует и проводит в мирное время комплекс мероприятий по заблаговременной подготовке запасного пункта управления к работе в условиях военного времени;

63) организует работу по вопросам, связанным с высвобождением и реализацией движимого имущества, находящегося в оперативном управлении ФПС Главного управления МЧС России, а также специальных подразделений ФПС, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, в особо важных и режимных организациях;

64) осуществляет выдачу заключений о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения;

65) осуществляет методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области;

66) организует выполнение мероприятий плана приведения в готовность гражданской обороны и плана гражданской обороны Главного управления МЧС России;

67) организует и осуществляет профилактику пожаров и профилактику нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

68) осуществляет сбор, обобщение, анализ и представление в МЧС России сведений по функционированию учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;

69) осуществляет в пределах своих полномочий контроль деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в связи с разливами нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации;

70) согласовывает создание профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы;

71) организует, обеспечивает и осуществляет контроль за содержанием, использованием, эксплуатацией и сохранностью зданий, сооружений, земельных участков и иного имущества, находящихся на балансе Главного управления МЧС России;

72) согласовывает предложения и сведения о границах зон затопления, подтопления, подготовленных уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

73) участвует в обеспечении безопасности в период подготовки и проведения на территории субъекта Российской Федерации массовых мероприятий;

74) участвует в мероприятиях по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов на территории субъекта Российской Федерации;

75) согласовывает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации документы для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации;

76) осуществляет предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;

77) осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и методическое обеспечение мероприятий по построению и развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»;

78) организует и осуществляет эксплуатацию беспилотных авиационных систем Главного управления МЧС России;

79) организует и осуществляет мероприятия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах на территории субъекта Российской Федерации;

80) организует медицинское обеспечение и мероприятия по психологическому сопровождению деятельности личного состава Главного управления МЧС России и учреждений МЧС России, дислоцированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, медицинскую и медико-психологическую реабилитацию личного состава Главного управления МЧС России и учреждений МЧС России, дислоцированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, принимавшего участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и тушении пожаров;

81) организует комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья личного состава Главного управления МЧС России;

82) организует материально-техническое обеспечение Главного управления МЧС России и организаций (учреждений) МЧС России, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением образовательных организаций высшего образования;

83) осуществляет администрирование доходов бюджета;

84) осуществляет координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации;

85) организует работу аттестационной комиссии территориального пожарно-спасательного гарнизона и аттестационных комиссий местных пожарно-спасательных гарнизонов по аттестации должностных лиц на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

86) организует в пределах своих полномочий развитие служебно-прикладных видов спорта;

87) осуществляет методическое руководство и контроль за подготовкой эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

88) организует внедрение полученных результатов научно-технической деятельности МЧС России в повседневную деятельность Главного управления МЧС России;

89) организует работу комиссии Главного управления МЧС России по расследованию авиационных инцидентов с воздушными судами, эксплуатирующимися в Главном управлении МЧС России;

90) рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам осуществления деятельности Главного управления МЧС России;

91) участвует в организации территориальной обороны на территории субъекта Российской Федерации;

92) осуществляет регистрацию уведомлений от туристских организаций и туристов о путешествии, походе, экскурсии, туристском слете, соревновании и иных мероприятиях, связанных с активными видами туризма.

11. Главное управление МЧС России, осуществляющее координацию деятельности, выполняет следующие функции в пределах федерального округа в рамках компетенции МЧС России:

1) осуществляет взаимодействие с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;

2) организует сбор, обобщение, анализ и представление сведений в МЧС России по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также правового обеспечения деятельности Главных управлений МЧС России;

3) осуществляет координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

4) осуществляет по поручению (согласованию) МЧС России проверки Главных управлений МЧС России по отдельным направлениям деятельности, а также проведение мероприятий оперативной подготовки с органами управления и силами гражданской обороны и РСЧС;

5) организует работу комиссии Главного управления МЧС России, осуществляющего координацию деятельности, по расследованию авиационных происшествий с воздушными судами, эксплуатирующимися в Главных управлениях МЧС России, и по поручению МЧС России с воздушными судами, эксплуатирующимися в учреждениях МЧС России;

6) ведет учет спасателей МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

7) рассматривает и согласовывает планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов территориальных подсистем РСЧС и организаций, а также утверждает календарные планы оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, организаций для регионального уровня.

IV. Полномочия Главного управления МЧС России

12. Главное управление МЧС России в пределах своей компетенции:

1) осуществляет контроль за исполнением нормативных правовых актов и иных актов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;

2) создает координационные и совещательные органы (комиссии, группы), а также иные коллегиальные органы для обсуждения актуальных вопросов деятельности Главного управления МЧС России;

3) осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

4) осуществляет государственный надзор за соблюдением соответствующих требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства;

5) осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований в области пожарной безопасности;

6) осуществляет функции по управлению закрепленным государственным имуществом;

7) привлекает специалистов для проведения исследований и подготовки заключений по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

8) использует в своей деятельности транспортные средства и суда, в том числе, на которых установлены устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, средства связи, а также нанесены специальные цветографические схемы на наружной поверхности;

9) имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях;

10) оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям и общественным объединениям, имеющим уставные задачи по профилактике и (или) тушению пожаров и (или) проведению аварийно-спасательных работ, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

11) осуществляет функции и бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, распорядителя и получателя средств федерального бюджета;

12) организует осуществление внутреннего финансового аудита;

13) организует поддержание в готовности к использованию информационно-телекоммуникационные системы, технические средства оповещения, средства связи и обеспечения информационной безопасности Главного управления МЧС России;

14) осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, связанных с деятельностью Главного управления МЧС России, а также делопроизводство;

15) участвует в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности МЧС России на территории субъекта Российской Федерации;

16) утверждает планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов звеньев территориальной подсистемы РСЧС, организаций, а также календарные планы оперативных мероприятий организаций при угрозе (возникновении) чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, для территориального уровня.

13. Главное управление МЧС России, осуществляющее координацию деятельности, наделяется следующими полномочиями в пределах федерального округа:

1) организует сбор, обобщение, анализ и представление в МЧС России сведений по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также правового обеспечения деятельности Главных управлений МЧС России;

2) доводит до Главных управлений МЧС России сигналы управления (оповещения) при угрозе (возникновении) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по гражданской обороне, а также о непосредственной подготовке к переводу и переводе на работу в условиях военного времени;

3) осуществляет координацию применения сил и средств Главных управлений МЧС России, а также по поручению (согласованию) МЧС России авиационно-спасательных подразделений МЧС России при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

4) по поручению МЧС России осуществляет проведение служебных проверок в отношении должностных лиц Главных управлений МЧС России и проверок Главных управлений МЧС России по отдельным направлениям деятельности;

5) осуществляет проведение мероприятий оперативной подготовки с органами управления и силами гражданской обороны и РСЧС.

V. Полномочия начальника Главного управления МЧС России

14. Главное управление МЧС России возглавляет начальник Главного управления МЧС России, одновременно по занимаемой должности являющийся главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору и начальником территориального пожарно-спасательного гарнизона субъекта Российской Федерации.

Начальник Главного управления МЧС России назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, за исключением должностей, назначение на которые осуществляется Министром.

15. Начальник Главного управления МЧС России:

1) несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Главное управление МЧС России;

2) руководит деятельностью Главного управления МЧС России;

3) обеспечивает организацию и проведение в Главном управлении МЧС России мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации, в том числе информации ограниченного распространения и информации, содержащей сведения конфиденциального характера;

4) распределяет обязанности между своими заместителями, делегирует им и начальникам (руководителям) структурных подразделений Главного управления МЧС России часть предоставленных ему полномочий, в том числе подписи распорядительных документов, по вопросам их деятельности;

5) утверждает положения о структурных подразделениях Главного управления МЧС России;

6) проводит работу по вопросам, связанным с отбором, расстановкой, воспитанием, организацией профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения личного состава Главного управления МЧС России;

7) привлекает личный состав Главного управления МЧС России, а также спасательных воинских формирований МЧС России, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации, при возникновении стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;

8) обеспечивает соблюдение законности в деятельности Главного управления МЧС России, профессиональную подготовку и профессиональное развитие личного состава Главного управления МЧС России, организует контроль за выполнением структурными подразделениями Главного управления МЧС России законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России;

9) издает в пределах своей компетенции приказы по вопросам организации деятельности Главного управления МЧС России, обеспечивает контроль за их выполнением;

10) вносит предложения о назначении на должности и освобождении от должностей сотрудников ФПС и военнослужащих спасательных воинских формирований Главного управления МЧС России по должностям, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Министром;

11) осуществляет в пределах своих полномочий прием на военную службу (службу, работу), назначение на должность, освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение и иные вопросы прохождения военной службы (службы, работы) военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудниками ФПС, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками и применяет в пределах своих полномочий в отношении них меры поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности;

12) присваивает в пределах своей компетенции воинские, специальные звания, классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации, присваивает (подтверждает) квалификационные звания сотрудникам ФПС, присваивает (изменяет, лишает) классную квалификацию военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России, за исключением военнослужащих, замещающих воинские должности медицинских и фармацевтических специальностей, а также устанавливает категории квалификации работникам Главного управления МЧС России;

13) устанавливает должностные оклады по соответствующим должностям, надбавки и дополнительные выплаты личному составу Главного управления МЧС России в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на денежное довольствие и заработную плату, утверждает положение о премировании федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России;

14) подготавливает предложения в МЧС России о награждении отличившегося личного состава Главного управления МЧС России и граждан государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами МЧС России, а также по другим видам поощрения;

15) устанавливает внутренний распорядок деятельности Главного управления МЧС России;

16) обладает правом подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

17) представляет в судах интересы Главного управления МЧС России, а по доверенности – МЧС России и Правительства Российской Федерации, в случаях, когда их представление поручено МЧС России, при этом представление интересов в Верховном Суде Российской Федерации осуществляется по согласованию с МЧС России в каждом отдельном случае;

18) решает в пределах своей компетенции вопросы правовой и социальной защиты военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС и членов их семей, федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России;

19) поощряет граждан за деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, оказания существенной помощи МЧС России, за заслуги в деле создания, развития и обеспечения успешного функционирования РСЧС;

20) организует и ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам осуществления деятельности Главного управления МЧС России, принимает по ним необходимые меры;

21) обеспечивает составление и представление всей необходимой информации и документации, связанной с деятельностью Главного управления МЧС России;

22) обеспечивает расходование бюджетных средств по целевому назначению и в пределах утвержденных показателей бюджетной сметы;

23) обеспечивает использование имущества Главного управления МЧС России по целевому назначению;

24) обеспечивает ведение оперативного, бухгалтерского и статистического учета финансово-хозяйственной и иной деятельности Главного управления МЧС России, составление и представление в полном объеме статистической, бюджетной и других видов отчетности;

25) определяет размеры премий личному составу Главного управления МЧС России в пределах выделенных лимитов бюджетных средств;

26) обеспечивает проведение в Главном управлении МЧС России мероприятий по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

27) организует воспитательную и культурно-досуговую работу с личным составом Главного управления МЧС России;

28) утверждает программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

29) организует внутренний финансовый аудит;

30) организует планирование деятельности Главного управления МЧС России;

31) осуществляет полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении федеральных государственных гражданских служащих;

32) утверждает календарный план официальных физкультурных и спортивных мероприятий по служебно-прикладным видам спорта, руководство развитием которых возложено на МЧС России;

33) вносит в МЧС России предложения по тематике научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

34) организует правовое обеспечение деятельности Главного управления МЧС России;

35) обеспечивает соблюдение требований трудового законодательства Российской Федерации и охраны труда в Главном управлении МЧС России.

VI. Организация деятельности Главного управления МЧС России

16. Непосредственное руководство направлениями деятельности Главного управления МЧС России в соответствии с распределением обязанностей осуществляют первый заместитель и заместители начальника Главного управления МЧС России.

17. Заместители начальника Главного управления МЧС России назначаются на должность и освобождаются от должности Министром, за исключением должностей номенклатуры назначения Президента Российской Федерации.

18. В Главном управлении МЧС России создается коллегия в составе начальника Главного управления (председатель коллегии), его заместителей, входящих в ее состав по должности, а также других лиц из числа личного состава Главного управления МЧС России, состав которой (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Министром по представлению начальника Главного управления МЧС России.

19. В Главном управлении МЧС России могут создаваться на общественных началах консультативные органы (советы).


Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3822) 600-800
Приемная
8 (3822) 69-99-99
Единый «телефон доверия»
kanc@70.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)