Сотруднику Специального управления ФПС № 8 МЧС России (ЗАТО Северск) старшему инструктору по вождению пожарной машины – водителю Специальной пожарно-спасательной части № 1 старшему прапорщику внутренней службы Ткаченко Евгению Валерьевичу Указом президента Российской Федерации № 576 от 26 ноября 2015 года присвоено почетное звание «Заслуженный спасатель Российской Федерации». Данное почетное звание в Томской области присваивается впервые.
В специальной пожарной охране Евгений Валерьевич служит без малого 30 лет.
— С детства жил я рядом с пожарной частью, — рассказывает Евгений, — постоянно видел, как машины по тревоге выезжают. Да и с друзьями приходили часто на спортивную площадку пожарной части, общались с пожарными и сами, то в волейбол, то в городки играли. Конечно, нравилась мне с детства эта профессия. Как попал на службу? Наверное, случай помог определиться. Служа в армии, получил 10-дневный отпуск. А друг мой в то время работал в пожарной части № 2 в составе комсомольско-молодежного экипажа. Зашел к нему в часть. И весь отпуск свой там провел практически. Запала в душу просто служба эта. Поэтому после армии не раздумывая, пришел в отдел кадров и написал заявление.
С октября 1986 года Евгений в рядах специальной пожарной охраны. Сначала служил в должности пожарного, а уже через 4 месяца способного парня заметили и назначили на должность старшего пожарного. Но ему, окончившему автодорожный техникум, и уже вдоволь, что называется, покрутившему в армии баранку многотонных тягачей, конечно, хотелось вновь за руль. И скоро случай представился: через несколько месяцев Евгений стал водителем пожарного автомобиля, сменив коллегу, ушедшего на заслуженный отдых.
— Захватил я еще такой сейчас уже раритет, как ЗИЛ-157, — продолжает Евгений, — который мы в шутку называли «Трумен». Машина легендарная, жаль, всего месяц поработал на ней — списали, а я перебрался на автоцистерну на базе ЗИЛ-130. Далее был автомобиль связи и освещения (АСО) на базе ГАЗ-66. Ну а с 1992 года после того, как я обучился на тридцатиметровую автолестницу – так уже и не оставляю её.
И действительно, на пожарной автолестнице пришлось испытать и повидать немало. Авария на Сибирском химическом комбинате 6 апреля 1993 года с выбросом после взрыва радиоактивных аэрозолей в атмосферу еще не стерлась из памяти томичей и северчан. Тогда личный состав специальной пожарной охраны, проявив высокий профессионализм и мужество, в экстремальной обстановке не дрогнул, с честью справился с поставленными перед ним задачами.
— Дежурил наш караул: второй, — делится Евгений, — время уже было обеденное, и вдруг — тревога, уезжает автоцистерна на сработавшую сигнализацию. А через минуты 2–3 — нам выезд: лестнице и АСО. Прибыли, остановились перед проходной, надели защитные костюмы, противогазы. Была поставлена конкретная задача: мне установить лестницу, подать на крышу. У АСО — своя задача. Ну, куда и как подъезжать, куда устанавливать я уже знал, недаром на отработки туда постоянно ездили, представлял я себе уже эту галерею. Но когда мы подъехали и не увидели галереи, а только груду кирпича и стеклоблоков, стало на какой-то миг не по себе.
— Вы же знали, что радиация присутствует. Страшно было?
— Не было. В тех условиях о себе по большому счету думать некогда, просто выполняешь свою задачу. Опять же адреналин зашкаливает.
«Время и камни точит» — гласит пословица. Что уж говорить о машинах, о механизмах, находящихся в постоянном движении. Так и в боевом гарнизоне специальной пожарной охраны с течением времени списывались и менялись автомобили, но неизменным вот уже почти 3 десятилетия остается отношение Евгения к пожарной технике, к поддержанию ее в исправном состоянии и полной боевой готовности. Это Евгений Валерьевич считает делом своей чести. Активный рационализатор, он постоянно находится в творческом поиске новых разработок для усовершенствования пожарных автомобилей, что позволяет в течение многих лет занимать призовые места в смотрах-конкурсах техники среди пожарных частей управления. А сам лично — многократно признавался лучшим водителем гарнизона. И с удовольствием передает все свои знания и опыт молодым сотрудникам.
— А Ваши дети не пошли случайно по стопам отца?
— Семья моя это жена и три дочери, поэтому в точности повторить путь мой вряд ли получится. Вот внуку два года – уже с удовольствием с машинками возится (смеется). А жена у меня инженер-энергетик, старшая дочь с ней работает в одной организации, средняя дочь на юриста учится, а младшая — на эколога. Семья меня всегда поддерживает во всем. Я даже и не знаю, как бы моя служба сложилась, если бы не поддержка родных. А жене просто при жизни памятник ставить нужно. Столько волнений, бессонных ночей и ожиданий все эти годы... И ни слова упрека — только поддержка.
— Это происходило в Государственном Кремлевском Дворце, на торжественном мероприятии празднования 25-летия МЧС России. Вручал министр Владимир Андреевич Пучков.
— Какие чувства испытываете сейчас после всего?
— Радостно, конечно. Только я хотел бы отметить, что награда, врученная мне, не только моя, а всего нашего большого коллектива, и всех тех людей, с которыми мне посчастливилось работать на протяжении многих лет службы. Вообще, скажу — я счастливый человек. Ведь жизнь сводила меня с такими замечательными людьми, что на работу мы ходили, без преувеличения, как на праздник. Анатолий Алексеевич Кузнецов начальник ПЧ-1, в то время, когда я туда только пришел – просто изумительный человек. Александр Иванович Тупикин в отделе службы отвечал за техническое направление – тоже в любое время можно было обратиться — всегда поможет. Работу свою люблю очень, всё-таки почти всю жизнь свою сознательную ей посвятил. И мне всегда нравилась присутствующая здесь сплоченность, организованность, вот это чувство плеча рядом. Думаю, что настоящих парней эта служба сплачивает, ну а кто случайно оказался — те долго не задерживаются. А мы здесь все уже как одна большая семья, проверенные временем и огнем.Беседовал Юрий Поляков, Центр противопожарной пропаганды и общественных связей ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России»