14 августа 2014, 00:00
5
16 минут

Интервью заместителя начальника Главного управления МЧС России по Томской области – начальника управления надзорной деятельности (главным государственным инспектором Томской области по пожарному надзору) Евгения Ростова, 14 августа 2014 года

- Евгений Валерьевич, какая обстановка с пожарами сложилась на территории Томской области за 7 месяцев 2014 года?

- На территории Томской области произошло 656 пожаров, при которых погибло 44 человека, еще 32 человека получили травмы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество пожаров уменьшилось на 2,38%, количество погибших – на 6,38 %, количество травмированных – на 30,43%.

Снижалось или не изменялось количество пожаров, число погибших и число травмированных при пожарах людей в шести районах области: Верхнекетском, Тегульдетском, Бакчарском, Александровском, Колпашевском районах области и г. Кедровый.

Наибольшее количество пожаров происходило по субботам – 105 (18,2% от общего количества пожаров), наименьшее по понедельникам – 64 (11,1%).

Больше всего людей погибало по субботам – 12 человек (29,3% от общего количества), меньше всего по пятницам и воскресеньям (по одному человеку).

- На каких объектах происходит наибольшее количество пожаров?

- 67,68 % всех пожаров произошло в жилом секторе. В сравнении с аналогичным периодом 2013 года количество пожаров в жилом секторе снизилось на 1,2 %.

- Какие основные причины возникновения пожаров?

- От неосторожного обращения с огнем произошло 28,35 % (в 2013 г. – 36,02 %) от общего количества пожаров, при которых погибло 29 человек (70,73 % от общего количества, в 2013 г. – 52,38%, 22 человека) и 17 человек получили травмы (58,62 %, в 2013 г. – 64,86%, 24 человека). Значительное количество пожаров произошло по причинам нарушений правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 147 случаев (25,57% от общего количества) и нарушений правил эксплуатации печного отопления – 107 случаев (18,61% от общего количества).

Зарегистрировано уменьшение количества пожаров по следующим основным причинам их возникновения: неосторожное обращение с огнем на 20,7% (с 179 до 142 случаев), умышленные действия по уничтожению имущества (поджог) – на 43,75% (с 48 до 27), нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудо­вания – на 3,92 % (с 153 до 147), детской шалости – на 27 % (с 11 до 8), по вине лиц в состоянии алкогольного опьянения – на 31,1% (с 45 до 31).

Рост пожаров отмечен по причине нарушения правил установки и эксплуатации печного отопления – на 27,38 % (с 84 до 107), по прочим причинам – на 32 % (с 106 до 140).

- В каких муниципальных образованиях наблюдается ухудшение обстановки с пожарами и их последствиями?

- В г. Томске зарегистрировано 226 пожаров (на 5,61 % больше, чем за аналогичный период прошлого года). Прямой материальный ущерб от пожаров составил 1 млн. 200 тыс. руб. (рост в 2,7 раза). Погибло 10 человек (+25 %), получили травмы 15 человек (на 7,14 % больше, чем за аналогичный период прошлого года). Пожары в городе Томске составляют 39,3 % от их общего количества, количество погибших – 24,4 % от общего числа, травмированных – 52%.

- Какие меры необходимо принять по стабилизации обстановки с пожарами на территории области?

- Большинство пожаров происходит в жилом секторе. Основными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнём и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования.

С учётом сложившейся обстановки с пожарами в данный период необходимо обратить внимание на состояние пожарной безопасности в городе Томске, Стрежевом и Асиновском, Кривошеинском и Чаинском районах.

Органам местного самоуправления перечисленных муниципальных образований необходимо активизировать проведение противопожарной пропаганды среди населения, в том числе посредством работы профилактических групп. Акцент в проводимой работе необходимо сделать на профилактику причин пожаров, характерных для конкретного муниципального образования (населённого пункта), а также профилактике пожаров в местах проживания многодетных семей, малоимущих граждан.

В условиях сухой погоды создаётся опасность разжигание костров, в особенности, вблизи лесов. В условиях высокой температуры, когда практически вся растительность сухая, огонь распространяется значительно быстрее.

С целью предупреждения пожаров по причине нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования хочу напомнить гражданам основные требования пожарной безопасности:

Запрещается:

- прокладывать и эксплуатировать воздушные линии электропередач (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий;

- эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;

- пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;

- обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

- пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;

- применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

- оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;

- размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;

- при проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов.

С учётом особенностей текущего периода увеличивается риск возникновения пожаров на объектах сельскохозяйственного производства. Уместно напомнить основные требования пожарной безопасности для объектов сельскохозяйственного производства.

Запрещается хранение грубых кормов в чердачных помещениях ферм, если:

- кровля фермы выполнена из горючих материалов;

- деревянные чердачные перекрытия со стороны чердачных помещений не обработаны огнезащитными составами;

- электропроводка на чердаке проложена без защиты от механических повреждений;

- отсутствует ограждение дымоходов по периметру на расстоянии 1 метра.

В полевых условиях хранение и заправка нефтепродуктами автомобилей и технологического оборудования осуществляются на специальных площадках, очищенных от сухой травы, горючего мусора и опаханных полосой шириной не менее 4 метров, или на пахоте на расстоянии 100 метров от токов, стогов сена и соломы, хлебных массивов и не менее 50 метров от строений.

Перед началом работы зерноочистительные и молотильные машины должны быть отрегулированы на воздушный режим в аспирационных каналах, обеспечивающий качественную аэродинамическую очистку зерна и исключающий выделение пыли в помещение. Взрыворазрядители над машинами должны находиться в исправном рабочем состоянии.

Руководитель предприятия организует проведение противопожарного инструктажа с лицами, задействованными в уборке урожая, обеспечивает уборочные агрегаты и автомобили первичными средствами пожаротушения (комбайны всех типов и тракторы – 2 огнетушителями, 2 штыковыми лопатами) и исправными искрогасителями.

Перед созреванием колосовых культур хлебные поля в местах их прилегания к лесным и торфяным массивам, степной полосе, автомобильным и железным дорогам должны быть обкошены и опаханы полосой шириной не менее 4 метров.

Уборка зерновых начинается с разбивки хлебных массивов на участки площадью не более 50 гектаров. Между участками делаются прокосы шириной не менее 8 метров. Скошенный хлеб с прокосов немедленно убирается. Посредине прокосов делается пропашка шириной не менее 4 метров.

Временные полевые станы необходимо располагать не ближе 100 метров от хлебных массивов, токов и др. Площадки полевых станов и зернотоков должны опахиваться полосой шириной не менее 4 метров.

При уборке хлебных массивов площадью более 25 гектаров в постоянной готовности должен быть трактор с плугом для опашки зоны горения в случае пожара.

Запрещается сжигание стерни, пожнивных остатков и разведение костров на полях.

Зернотока необходимо располагать от зданий, сооружений и строений не ближе 50 метров, а от хлебных массивов – 100 метров.

В период уборки зерновых культур и заготовки кормов запрещается:

- использовать в работе тракторы, самоходные шасси и автомобили без капотов или с открытыми капотами;

- выжигать пыль в радиаторах двигателей тракторов и автомобилей паяльными лампами;

- заправлять автомобили в полевых условиях вне специальных площадок, оборудованных средствами пожаротушения и освещенных в ночное время.

Радиаторы двигателей, валы битеров, соломонабивателей, транспортеров и подборщиков, шнеки и другие узлы и детали уборочных машин своевременно очищаются от пыли, соломы и зерна.

Скирды (стога), навесы и штабели грубых кормов (за исключением приусадебных участков) размещаются на расстоянии не менее 15 метров до линий электропередачи и не менее 20 метров – до дорог и не менее 50 метров – до зданий, сооружений и строений.

Площадки для размещения скирд (стогов), а также пары скирд (стогов) или штабелей необходимо опахивать по периметру полосой шириной не менее 4 метров. Расстояние от края распаханной полосы до скирды (стога), расположенной на площадке, должно быть не менее 15 метров, а до отдельно стоящей скирды (стога) – не менее 5 метров.

Площадь основания одной скирды (стога) не должна превышать 150 квадратных метров, а штабеля прессованного сена (соломы) – 500 квадратных метров.

Противопожарные расстояния между отдельными штабелями, навесами и скирдами (стогами) должны быть не менее 20 метров. При размещении штабелей, навесов и скирд (стогов) попарно расстояние между штабелями и навесами следует предусматривать не менее 6 метров, а между их парами – не менее 30 метров.

Противопожарные расстояния между кварталами скирд и штабелей (в квартале допускается размещение не более 20 единиц) должны быть не менее 100 метров.

Руководитель организует работу по контролю температуры сена в скирдах (стогах) и штабелях сена с повышенной влажностью.

- Какими полномочиями наделены органы местного самоуправления в области пожарной безопасности? Что должны предпринять органы местного самоуправления Томской области на соответствующих территориях по недопущению осложнения обстановки с пожарами.

- К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

- Какую работу проводят органы государственного пожарного надзора в рамках подготовки к новому 2014-2015 учебному году?

- Деятельность органов государственного пожарного надзора в работе комиссий по приёмке образовательных учреждений осуществляется в соответствии с совместным письмом Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12 марта 2008 года № АФ-102/09 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году».

Для координации работы приемочных комиссий и обеспечения надлежащей подготовки образовательных учреждений к новому учебному году при департаменте образования Томской области создан межведомственный штаб, в состав которого входит представитель Главного управления МЧС России по Томской области.

В составе межведомственных комиссий сотрудники органов государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Томской области оценивают готовность образовательных учреждений, в части обеспечения пожарной безопасности. Данная работа ведётся с 10 июля.

Особое внимание уделяется состоянию автоматических установок противопожарной защиты, эвакуационных путей и выходов, противопожарному водоснабжению, наличию средств пожаротушения, знанию персоналом объектов порядка действий в случае возникновения пожара.

13 августа сотрудниками аппарата управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Томской области, в рамках исполнения распоряжения губернатора от 1 августа 2014 года № 190р, принято участие в заседании рабочей группы по оценке готовности образовательных организаций высшего образования к началу 2014-2015 учебного года. В ходе совещания ректорам и представителям образовательных учреждений высшего профессионального образования доведены основные требования пожарной безопасности, предъявляемые федеральным государственным пожарным надзором к объектам защиты. Работа рабочей группы по оценке готовности студенческих общежитий и учебных корпусов образовательных учреждений высшего образования планируется с 18 по 27 августа 2014 года.

В завершение нашей беседы хочу напомнить известную народную мудрость: «Пожар легче предупредить, чем потушить».

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3822) 600-800
Приемная
8 (3822) 69-99-99
Единый «телефон доверия»
kanc@70.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)