Вступили в силу подготовленные МЧС России изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие усиление ответственности за неисполнение правил пожарной безопасности. О том, почему потребовалось внести эти изменения в КоАП и в чем состоят нововведения, рассказывает директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринат Еникеев.
Новые меры ответственности предусмотрены для должностных и юридических лиц, не обеспечивающих в должной мере защиту от пожаров объектов, относящихся к категории чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, в том числе и с массовым пребыванием граждан.
- Какие причины вызвали к жизни необходимость внесения изменений в КоАП РФ?
- Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности в виде приостановления деятельности за нарушение требований пожарной безопасности на объектах защиты, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска)» был разработан по поручению Президента РФ. Оно было дано после трагедии, произошедшей 25 марта 2018 года в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в Кемерове.
После этих страшных событий МЧС России организовало проверки соблюдения пожарной безопасности более 62 тысяч объектов с массовым пребыванием людей. Результаты проверок и количество объектов с нарушениями указали на системный характер недостатков в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Более 280 тысяч нарушений противопожарных требований выявлено на 35,5 тысячи объектов. Инспекторы госпожнадзора установили, что свыше 11,5 тысяч зданий эксплуатировались с нарушениями в работе автоматических систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре. По собранным данным, эвакуационные пути и выходы более чем на 17 тысячах объектов находились в неудовлетворительном состоянии. А на путях эвакуации 6,5 тысячи объектов применялись материалы с высокой горючестью. Но должностные лица органов федерального ГПН не направляли в суд административные дела для приостановки работы объектов, на которых были выявлены нарушения, поскольку они лишены такого права.
Вместе с тем в рамках проверок, проведенных в 2018 году на объектах с массовым пребыванием людей, по искам прокуратуры в суды направлены материалы о приостановке деятельности 618 объектов. В 435 случаях, то есть в 70%, эти иски были удовлетворены, и объекты-нарушители прекратили свою работу. Эта статистика показывает, что каждый вопрос привлечения к ответственности в виде приостановления деятельности рассматривается индивидуально судьей и решение об этом принимается при веских основаниях полагать наличие угрозы жизни и здоровью граждан.
Следует отметить, что подавляющее большинство таких объектов изначально вводились в эксплуатацию или реконструировались без получения соответствующих разрешений со стороны органов архитектурно-строительного надзора и имели грубейшие нарушения требований пожарной безопасности к объемно-планировочным решениям и системам противопожарной защиты.
- Стало ли наказание действенным?
- Можно с уверенностью ответить, что да. Из общего числа объектов, работа которых была приостановлена, только 5% не устранили нарушения требований пожарной безопасности и не возобновили свою деятельность до настоящего времени. Да и то по очень уважительной причине – их или реконструируют, или капитально ремонтируют.
- Можно предположить, что после тотальной проверки ситуация изменилась к лучшему. Это так?
- В текущем году на объектах высокого и значительного риска произошло 146 пожаров, при которых пострадали пять человек. 80% данных объектов имели действующие предписания. То есть мероприятия по устранению нарушений, связанные с автоматическими системами противопожарной защиты и электроустановками зданий, не были выполнены в полном объеме.
- И тогда понадобилось внести изменения в законодательство?
- Да. Генеральная прокуратура в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ провела анализ действующей нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности. В итоге МЧС России предложили рассмотреть вопрос о целесообразности внесения соответствующих изменений в административное законодательство Российской Федерации.
Было сочтено полезным дополнить санкции, предусмотренные статьей 20.4 КоАП РФ, таким видом наказания, как административное приостановление деятельности, в том числе в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований пожарной безопасности.
- Такое строгое наказание могло быть применено даже к тем, кто в первый раз получил замечание от инспектора госпожнадзора?
- Нет. Эта санкция может быть применена только за административное правонарушение, связанное с повторным невыполнением в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, что влечет невозможность пресечения правонарушения, создающего непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а также применения временного запрета деятельности для нарушителя.
- Выполнение каких предписаний инспекторов отслеживается особенно строго?
- Работоспособность и исправность наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, автоматических систем обеспечения пожарной безопасности, соответствие требованиям пожарной безопасности электроустановок, электрооборудования, эвакуационных путей и выходов.
Ведь эти факторы напрямую связаны с исключением возможности возникновения пожара, его обнаружением в начальной стадии, ограничением распространения, созданием условий для обеспечения быстрой и беспрепятственной эвакуации людей в безопасную зону.
- Почему не работали старые санкции?
- Владельцы больших торговых комплексов, иных крупных объектов защиты с массовым скоплением людей, на которых осуществляемая ими хозяйственная деятельность ежедневно приносит большие доходы, платят штраф и продолжают предпринимательскую деятельность, проигнорировав необходимость устранения нарушений законодательства в области пожарной безопасности. Ведь для выполнения требований безопасности объект надо закрыть на ремонт или реконструкцию, что повлечет гораздо большие материальные потери для бизнеса от упущенной выгоды, нежели незначительный с их точки зрения штраф.
Проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей весной и летом 2018 года подтвердили вышесказанное: 652 юридических лица и предпринимателя, осуществляющих коммерческую деятельность на указанных объектах, привлеченных к административной ответственности в виде штрафа в размере от 150 000 до 200 000 рублей, не торопились с устранением выявленных нарушений. При повторных проверках зафиксировано невыполнение в установленный срок выданных предписаний у 597 (то есть у 91%) ранее оштрафованных владельцев крупных торговых комплексов.
Мера ответственности в виде административного приостановления деятельности не только заставит не допускать нарушений требований пожарной безопасности, создающих риск жизни и здоровью людей под угрозой прекращения хозяйственной деятельности, но и исключит возможность причинения вреда жизни и здоровью людей до полного устранения нарушений.
- На кого будет распространено действие закона?
- На граждан, должностных лиц, непосредственно отвечающих за обеспечение выполнения требований пожарной безопасности на вверенном им участке работы, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, на юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах защиты, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
- Кто получит право составлять протокол о нарушении?
- Должностные лица надзорных органов, которые уполномочены рассматривать дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 23.34 КоАП РФ, а также руководители пожарно-спасательных подразделений ФПС, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ (пункт 16 часть 5 статьи 28.3 КоАП РФ).
- Кто получит право наказывать виновных?
- Наказание в виде административного приостановления деятельности назначается судьями районных судов в случаях, если надзорный орган или должностное лицо надзорного органа, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ.
- Не создадут ли новые положения кодекса препятствий для бизнеса?
- Нет. Это законодательное нововведение не будет иметь негативных экономических, социальных и иных последствий, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.