Историческая справка
Предпосылки создания Центра управления в кризисных ситуациях
В начале XXI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде. Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается для страны весьма актуальной.
Наибольшую опасность в природной сфере представляют возникающие чрезвычайные ситуации, обусловленные наводнениями, ураганами, лесными пожарами, в техногенной сфере – радиационными и транспортными авариями, авариями, связанными с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывами, пожарами, гидродинамическими авариями, авариями на системах коммунально-энергетического хозяйства.
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий, создана научная база противодействия катастрофам, современные технологии и средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Исторические корни создания Центра управления в кризисных ситуациях
МЧС России – единственная на сегодняшний день структура в стране, соединившая в единое целое силы и средства, способные ликвидировать различного рода чрезвычайные ситуации. Когда возникает чрезвычайная ситуация, действовать надо быстро, грамотно и организованно. Тому, кто обязан принимать меры по ее ликвидации, необходимо, прежде всего, получить информацию о случившемся, причем максимально точную, и вероятный прогноз ее развития. Нужны также сведения о силах и средствах, которые можно немедленно использовать для решения внезапно возникающей задачи.
В 2008 году руководство силами и средствами для тушения техногенных пожаров производилось с диспетчерского пункта центра управления силами федеральной пожарной службой, в то же время единого центра по управлению силами и средствами взаимодействующих структур в рамках РСЧС не существовало.
Данное положение дел приводило к увеличению времени оперативного реагирования и нанесения большего ущерба, как населению, так и территории в результате происшествия или чрезвычайной ситуации различного характера.
В этих целях был создан Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС). В числе его задач – отслеживать и докладывать информацию о чрезвычайных ситуациях; готовить предложения руководству для принятия решения; обеспечивать устойчивое, непрерывное и оперативное управление органами управления, силами и средствами РСЧС при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; вести банк данных об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях в сельских поселениях, муниципальных образованиях и субъекте, о потенциально опасных объектах, возможных вариантах развития событий при возникновении той или иной ЧС, об алгоритмах действий в различных ситуациях и др.
Система кризисного управления постоянно совершенствуется. В целях формирования общего информационного пространства, усиления межведомственной координации и централизации управления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций создан Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Томской области.
Можно сказать, что тем самым формируется система антикризисного управления при самых разных чрезвычайных ситуациях – от крупного подтопления до военных действий.
Центр управления в кризисных ситуациях – фактически головной информационный координатор РСЧС на территории субъекта.
Нештатный Центр управления в кризисных ситуациях
С 2008 года руководством Главного управления МЧС России по Томской области было принято решение по созданию нештатного Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по Томской области на базе «01» государственного учреждения Центра управления силами ФПС МЧС России по Томской области по адресу: проспект Кирова, 18 б.
Состав ОДС сформирован из 3 человек. Ведется работа по разработке перспективного плана развития ЦУКС.
В 2009 году проведен ремонт помещений для ОДС по адресу: ул. Вершинина 48, который в себя включил создание операционного зала ОДС, оперативного зала, кухни и двух спальных помещений. Общая площадь нештатного ЦУКС составила 300 м.кв.
В целом выделенные площади отвечали нормативно-правовым требованиям.
Сформировано пять оперативно-дежурных смен (ОДС) в которые включены представители Областного государственного учреждения (ОГУ «УГОЧСПБ ТО») в количестве 26 человек и представители Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (Центр ГИМС) в количестве 5 человек. Тем самым каждая из ОДС состояла из 8 специалистов.
Создана оперативная группа, предназначенная для проведения уточнения оперативной обстановки и разведки.
Основными задачами центра являются:
- обеспечение сбора, обработки, обобщения и первичного анализа оперативной и прогностической информации о чрезвычайных ситуациях;
- информационно-техническое обеспечение работы оперативного штаба по управлению в кризисных ситуациях;
- обеспечение деятельности органов управления территориальной подсистемы РСЧС по информационно-технической поддержке принятия решений, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС межмуниципального и регионального уровня;
- контроль функционирования ЕДДС муниципальных образований, ДДС функциональных звеньев РСЧС и объектов экономики;
- обеспечение устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами по локализации и ликвидации последствий ЧС, принятие необходимых экстренных мер и решений;
- организация информационного обмена с органами управления территориальной подсистемы РСЧС, взаимодействие с органами исполнительной власти, ЦУКСами соседних субъектов и МЧС России;
- организация оповещения населения Томской области при угрозе возникновения ЧС, ликвидации их последствий, ликвидации пожаров и происшествий на водных объектах;
- ведение учета сил и средств РСЧС.
Результаты деятельности ОДС ЦУКС позволили своевременно и качественно организовать оперативное реагирование на 11 ЧС и 411 крупных происшествий.
Развитие Центра управления в кризисных ситуациях
Государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Томской области»
С 1 января 2010 года в соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Томской области от 25.11.2009г. № 533 «О государственном учреждении «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области» создан штатный «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Томской области численностью 85 человек.
Начальником Государственного учреждения ЦУКС МЧС России по Томской области был назначен полковник внутренней службы Поспелов Сергей Анатольевич.
По результатам деятельности за 2010 году, ЦУКС занял третье место в Сибирском федеральном округе.
На сегодняшний день должность начальника ЦУКС вакантна, временно обязанности исполняет заместитель начальника ЦУКС подполковник внутренней службы Станкевич Иван Вячеславович.
Федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Томской области»
17 ноября 2011 года в соответствии с приказом МЧС России от 27.09.2011 № 545 «Об утверждении уставов центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России» произведена смена типа и переименование ЦУКС в Федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Томской области».
Целями деятельности Учреждения являются:
- обеспечение функционирования органов управления областной территориальной подсистемы РСЧС, управления их силами и средствами при ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) регионального и межмуниципального характера;
- обеспечение управления силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС, происшествий на водных объектах и ликвидации дорожно-транспортных происшествий на территории Томской области;
- обеспечение управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми для борьбы с пожарами, в том числе возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий, на территории Томской области;
- осуществление функций пункта управления Главного управления (далее – ГУ) МЧС России по Томской области;
- оповещение, контроль наличия и готовности сил и средств оперативного реагирования МЧС России к действиям при ЧС мирного и военного времени на территории Томской области;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС в Томской области;
- анализ информации, поступающей от органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории области, и органов управления районных звеньев областной территориальной подсистемы РСЧС, единых дежурно-диспетчерских служб, дежурно-диспетчерских служб организаций, населения и других источников информации, подготовки на ее основе предложений по применению сил и средств областной территориальной подсистемы РСЧС и прогнозирования возникновения и развития возможных ЧС на территории Томской области;
- обеспечение оповещения и информирования органов управления и сил областной территориальной подсистемы РСЧС о ЧС мирного и военного времени на территории Томской области;
- обеспечение в рамках областной территориальной подсистемы РСЧС информационного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти на территории Томской области, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, а также соответствующими силами постоянной готовности;
- осуществление в пределах своей компетенции своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий на территории Томской области;
- сбор и обработка информации в области гражданской обороны (далее – ГО), обеспечение в установленном порядке непрерывного управления силами и средствами ГО при переходе с мирного на военное время, в том числе передачи сигналов о приведении системы ГО в соответствующие степени готовности на территории Томской области;
- обеспечение пропаганды в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Томской области.
По результатам работы за 2017 год оперативно-дежурные смены своевременно и качественно организовали реагирование сил и средств на ликвидацию 1 ЧС и 30 крупных происшествий.
ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области заняло 4-е место в Сибирском федеральном округе.
Старший оперативный дежурный подполковник внутренней службы Рукавишников Виталий Анатольевич занял 1 место в Сибирском федеральном округе.
По результатам работы за 2018 год оперативно-дежурные смены своевременно и качественно организовали реагирование сил и средств на ликвидацию 2 ЧС и 53 крупных происшествий.
ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области заняло 3-е место в Сибирском федеральном округе.
Старший оперативный дежурный подполковник внутренней службы Абраменко Денис Анатольевич занял 1 место в Сибирском федеральном округе.
По результатам работы за 2019 год оперативно-дежурные смены своевременно и качественно организовали реагирование сил и средств на ликвидацию 1 ЧС и 79 социально-значимых происшествий.
С 1 января 2020 года ЦУКС продолжил работу в составе одного из основных подразделений Главного управления МЧС России по Томской области с штатной численностью 78 человек.
По результатам работы за 2020 год оперативно-дежурные смены своевременно и качественно организовали реагирование сил и средств на ликвидацию 48 социально-значимых происшествий, за 2021 год - на ликвидацию 34 социально-значимых происшествий, за 2022 год - на ликвидацию 1 ЧС и 14 социально-значимых происшествий.
В 2023 году на территории области зарегистрирована 1 ЧС и 8 социально-значимых происшествий.