30-е годы ХХ века
Резкое изменение социально-политического и экономического курса страны наложило определённый отпечаток и на деятельность органов пожарной охраны.
Начавшееся бурное индустриальное развитие СССР, строительство и ввод в действие новых промышленных предприятий сопровождались ростом численности пожарных команд. Для Томска, правда, это было нехарактерно, поскольку территория современной Томской области оказалась тогда на обочине индустриализации.
Однако и здесь в предвоенное десятилетие происходили определённые подвижки. В частности, больше внимания стало уделяться профилактической работе. Одновременно усилилась военизация пожарной охраны, больший приоритет стали получать профессиональные пожарные структуры. Вместе с тем постепенно стала сворачиваться деятельность добровольных пожарных обществ и команд, которые к началу 1930-х годов оказывали профессиональной пожарной охране реальную помощь в профилактике и тушении пожаров.
Томское добровольное пожарное общество являлось тогда старейшим в Сибири. 1 июля 1931 года оно широко отметило своё 50-летие. На юбилей съехались представители всех сибирских городов, пожарных обществ. К тому времени Томское ДПО развернуло широкомасштабную работу по организации на фабрично-заводских предприятиях рабочих пожарных дружин, а в колхозах и коммунах – крестьянских пожарных дружин. Обществу удалось полностью механизировать обоз, переведя его на автомобильную тягу. К лету 1931 года оно обладало 4 автомашинами и конным обозом для загородных пожаров с выездом в радиусе 25 вёрст. Председателем Томского добровольного пожарного общества являлся тогда Потепин.
В сельской местности организацией добровольных пожарных дружин и оснащением их необходимыми средствами пожаротушения занимались сельские Советы. Был принят Устав добровольных пожарных дружин колхозов, создан институт сельских районных пожарных инспекторов, занимавшихся организационной работой по предупреждению пожаров в колхозах, совхозах и сельских населённых пунктах. В Томском добровольном пожарном обществе имелся специальный инструктор для инструктажа деревенских дружин.
В 1932-1933 годах в стране отмечается значительное сокращение числа пожаров на селе.
К середине тридцатых годов в колхозы поступили пожарные мотопомпы, первые пожарные автомобили и другое вооружение для оснащения добровольных пожарных дружин. При введении в эксплуатацию общественных построек более широко применяются огнестойкие строительные материалы. В системе Наркомзема создаются школы огнестойкого строительства в Новгороде, Саратове, Пскове, Ростове-Ярославском, Тамбове, Вятке, Свердловске. Утвержден Устав добровольных пожарных дружин колхозов. В сельской местности был создан институт районных пожарных инспекторов, осуществляющих организационную работу по предупреждению пожаров в колхозах, совхозах и сельских населенных пунктах.
В годы первых пятилеток предупреждение пожаров на крупных стройках, где находятся деревянные леса и другие горючие материалы, требовало повседневной профилактической работы, глубоких инженерных знаний и умения организовать противопожарную работу в невиданных ранее масштабах.
Пожарная профилактика, работа с добровольными пожарными дружинами, противопожарная массово-разъяснительная работа среди населения становятся главным, основным направлением в работе аппаратов и частей пожарной охраны. Этому способствовал ряд мер, принятых Правительством по дальнейшему укреплению пожарной охраны. На Главное управление пожарной охраны в системе созданного в июле 1934 года общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел и на местные органы пожарной охраны было возложено осуществление Государственного пожарного надзора на территории Союза ССР, оперативное руководство добровольными пожарными дружинами, а также руководство военизированной пожарной охраной объектов, имеющих особо важное государственное значение. Однако функции Госпожнадзора требовали еще законодательного оформления.
В апреле 1936 года на основании постановления ВЦИК и СНК СССР № 52/654 были наконец четко определены функции и права Государственного пожарного надзора: Министерство охраны общественного порядка СССР через Главное управление пожарной охраны и его местные органы в союзных республиках, АССР, краях и областях вплоть до принятия в 1995 году нового Закона о пожарной охране Российской Федерации осуществляло пожарный надзор на объектах народного хозяйства.
В 1936 же году научный пожарно-технический комитет был реорганизован в Центральную научно-исследовательскую пожарную лабораторию при Главном управлении пожарной охраны МВД СССР. А в 1937 году на базе этой лаборатории создается Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны.
В это же время много внимания вопросам противопожарной защиты уделял Томский горсовет. Президиум горсовета на заседании 17 июля 1938 года по докладу начальника пожарной охраны Грицкевича рассмотрел вопрос «О мерах противопожарной безопасности в местности Томского района» и утвердил соответствующее обязательное постановление.
В годы первых пятилеток главным направлением в деятельности органов пожарной охраны являлось проведение профилактических мероприятий, включая массово-разъяснительную противопожарную работу среди населения, а также помощь добровольным пожарным дружинам.
Дальнейшее укрепление пожарной охраны было связано с созданием в 1934 году в составе общесоюзного наркомата внутренних дел Главного управления пожарной охраны, в задачу которого входило осуществление государственного пожарного надзора на территории страны, оперативное руководство добровольными пожарными дружинами, а также руководство военизированной пожарной охраной наиболее важных государственных объектов.
В апреле 1936 года функции и права Государственного пожарного надзора были закреплены специальным постановлением ВЦИК и СНК СССР. Приказом Управления НКВД ЗСК от 9 мая 1935 г. по Томскому сектору были утверждены 13 штатных районных пожарных инспекторов, в том числе один старший инспектор. По Нарымскому окружному отделу – три пожарных инспектора, в том числе один старший инспектор.
В феврале 1940 года приказом НКВД СССР введен в действие «Боевой устав пожарной охраны», а затем – «Устав внутренней службы в пожарной охране».
Вместе с тем Главное управление пожарной охраны сразу же после своего создания взяло курс на проведение политики свёртывания и ограничения деятельности ДПО, передачу их техники, зданий и иного имущества профессиональной пожарной охране. В результате у местных добровольных пожарных обществ, в том числе и у Томского ДПО, появились трудности. А утверждённый постановлением Совнаркома СССР в марте 1940 года новый «Типовой устав добровольного пожарного общества» и вовсе ограничил деятельность обществ только границами городов. Из сферы деятельности ДПО исключались добровольные пожарные дружины, вместо которых предусматривалось создание ячеек ДПО. Новый устав, таким образом, нарушил вековую традицию, согласно которой добровольные (вольные) дружины являлись основой пожарных обществ России.
При этом на добровольное пожарное общество согласно «Типовому уставу…» возлагалась организация добровольных пожарных дружин на предприятиях, при домоуправлениях, в школах, торговых учреждениях, участие в тушении пожаров, проведение противопожарной пропаганды, обследование жилого фонда. Обществу было представлено право организовывать производственные предприятия и мастерские по проверке, перезарядке и ремонту огнетушителей, приобретать необходимый инвентарь, издавать агитационно-пропагандистские материалы. Финансирование общества предусматривалось за счет средств промышленных предприятий, членских взносов, доходов от хозяйственно-производственной деятельности.
Между тем пожары в Томске и на территории современной Томской области в 1930-е годы были довольно частыми и приносили немалый материальный ущерб. Так, 31 мая 1934 года в спецпоселке Н-Моховой Галкинской комендатуры Чаинского района Нарымского округа в результате пожара сгорел посёлок из 40 домов, школа, ларёк с материальными ценностями на сумму 15 тыс. рублей, а также помещение комендатуры и весь семенной и продовольственный хлеб.
30 июня 1936 года в результате пожара на сеновале усадьбы на углу улиц Сибирской и Тверской в Томске сгорело 4 дома.
Крупный пожар произошёл 10 декабря 1936 года в здании Томского государственного университета.
Основными причинами пожаров являлись нарушения техники противопожарной безопасности, халатность в обращении с огнём. Однако развернувшаяся в 1930-е годы кампания по искоренению «врагов народа» наложила свой отпечаток и в сфере борьбы с огнём. Здесь тоже не обошлось без ненужной политизации и поисков «вредителей».
Ещё 22 августа 1932 года отдел военизированной пожарной охраны Полномочного представительства ОГПУ ЗСК разослал циркуляр «О борьбе с пожарами». В нём отмечалась тенденция роста пожарных происшествий в Западно-Сибирском крае. В соответствии с правительственным решением приказывалось усилить агентурное обслуживание всех опасных в пожарном отношении объектов, в течение августа-сентября 1932 года провести противопожарные обследования всех наиболее важных предприятий. Особое внимание обращалось на профилактику, поскольку в начале 1930-х годов произошло резкое сокрушение промышленного производства средств пожаротушения.
Спустя несколько месяцев, 4 декабря 1932 года, последовал новый приказ ПП ОГПУ по ЗСК «Об усилении борьбы с пожарами и диверсией в системе народного хозяйства края».
Несмотря на целый ряд постановлений и приказов, состояние органов пожарной охраны и в 1930-е годы оставляло желать много лучшего. В докладной записке «О состоянии пожарных частей Западно-Сибирского края и некоторых мероприятиях по их улучшению» от 11 января 1936 г. отмечалось, что «политико-моральное и особенно бытовое состояние городских и районных пожарных частей края находится на очень низком уровне. Бойцы получают чрезвычайно низкую заработную плату, в среднем по краю 75 руб. в месяц и не обеспечены в достаточной мере обмундированием и квартирами. Всё это создаёт беспрерывную текучесть личного состава и как следствие... снижение безопасности пожарных частей».
Неудовлетворительное состояние боевой подготовки объяснялось в документе «низкой квалификацией начальствующего состава (отсутствие специальной подготовки, недостаточный партийный и практический стаж), отсутствием учебных пособий, беспрерывной текучестью и слабой общеобразовательной подготовкой бойцов». Во всём Западно-Сибирском крае тогда не было пожарных депо, сколько-нибудь удовлетворявших пожарно-техническим требованиям. Все имевшиеся здания пожарных депо являлись ранее жилыми либо складскими помещениями, кое-как приспособленными для целей пожарной охраны. В частности, по заключению строительного контроля, пожарное депо 3-й части г. Томска было признано «совершенно негодным для безопасного нахождения в нём людей».
Правда, в техническом оснащении томской пожарной охраны в предвоенное десятилетие произошло некоторое улучшение. На её вооружении появились автонасосы, пожарные автомобили, которые заменили лошадей, до второй половины 1930-х годов являвшихся основным транспортным средством в пожарных частях Томска.
Таким образом, предвоенное десятилетие прошло под знаком многочисленных глубоких, порой весьма болезненных, структурных и кадровых преобразований органов внутренних дел, как в центре, так и на местах. Проводившаяся в эти годы реорганизация, прежде всего милиции и уголовного розыска, как части государственного аппарата, сопровождалась усложнением структуры и расширением выполняемых ими функций.
Существенно изменившиеся в 1930-е годы органы внутренних дел встретили в этом своем новом качестве Великую Отечественную войну, поставившую перед ними, в свою очередь, новые проблемы и задачи.