70-е годы XIX века
В 1873 году вышел новый «Устав о воинской повинности», согласно которому окончательно прекратилось комплектование пожарных команд из военного ведомства. В то же время четко прослеживается тенденция государственного аппарата переложить значительную часть забот и расходов по организации пожарной службы на городское самоуправление.
Городовым положением 1870 года городскому самоуправлению передаются «дела, касающиеся ...принятия мер и предосторожностей против пожаров и других бедствий (ст. 2).
Окончательно складывается сама профессия «пожарный». За пожарными сохранилась часть льгот, которые они имели раньше. Пожарные освобождались от службы в армии, необходимый для пенсии стаж снизился с 25 лет до 15. Согласно «Пожарному уставу», вновь переизданному в 1874 году, в случае потери трудоспособности или гибели, пожарные и их семьи получали от государства материальную поддержку и помощь.
Таким образом, подчеркивалась не только опасность, но и общественная значимость этой профессии. Во многих городах, помимо профессиональных команд, подчиненных полиции, начинают создаваться вольнонаемные команды, принадлежащие городскому самоуправлению.
К 1880 году, по сведениям, представленным полицмейстером А.П. Дзержинским, Томская пожарная часть, которая по правилам своего устройства была городской, но по сути подчинялась полиции, состояла из 3 распорядителей, заменяющих брандмейстеров, 89 рабочих (или пожарных служителей), 10 каланчистов, 3 плотников, 1 коновала (ветеринар), 2 кузнецов и 3 шорников. Имелось 10 пожарных машин, три из них были ручными.
Также имелось 24 бочки, топоры, багры, лестницы, ломы, кошки и т.д. Конский состав насчитывал уже 75 лошадей.
С введением в 1870 году Городового положения содержание пожарных команд было отнесено к обязательным расходам городов. Среднегодовое содержание команды в это время превышало 4 тысячи рублей.
Также за счет города производилось обмундирование пожарной команды. Чтобы не урезать за счет этого обязательные средства, дума производила обмундирование пожарных из средств на непредвиденные расходы. Эта сумма близилась к 2000 рублей.
На каждого пожарного полагалась медная каска по образцу весом около килограмма (900 г). Под каской полагалось носить так называемый подтулейник из кожи и войлока. Когда появились в Томске первые пожарные каски, неизвестно, но, по сведениям брандмейстера, на 1892 год во всех 3 частях Томска у пожарных имелось 25 новых касок и 54 старых (частью помятых и поломанных) на 94 пожарных, т.е. около 10-15 касок не хватало. Полагался и еще один головной убор – фуражка (шилась из выслужившей свой срок мундирной одежды).
Для торжественных случаев и парадов полагалось иметь мундир серого сукна с синим воротником и медными пуговицами, панталоны зимние серого сукна и галстук с манишкою. Для повседневной носки полагались куртка рабочая серого сукна, панталоны летние, шинель серого сукна и овчинный полушубок, 2 пары сапог и 3 холщовых рубахи, ремень поясной с медной пряжкой. На мелкие расходы (починку сапог, портянки, носки) выделялись деньги – 45 копеек. Абсолютная цифра расходов г. Томска на пожарную часть постоянно росла.
Всего за 34 года на пожарную охрану г. Томска была затрачена огромная сумма в 896 600 рублей, но общая сумма городского бюджета возросла к тому времени до 8 929 625 рублей. Из этого следует, что расходы на пожарную часть составили приблизительно 10 процентов от общего бюджета города.
В целом Томск неплохо выглядел во всероссийском масштабе, уступая по абсолютной сумме расходов на пожарную охрану, только таким крупным городам, как Москва, Харьков, Самара, Астрахань, Нижний Новгород и другим, а в процентном отношении был вторым в стране, уступая только Казани.
Тем не менее, Томская пожарная команда испытывала финансовые затруднения, которые, безусловно, отражались на возможности приобретения новой техники, лошадей и др., а значит, и на успешности борьбы с огнем. Наряду с ростом расходов на пожарные команды и численности самих команд идет процесс усовершенствования их состава, подготовленности, взаимодействия с другими городскими структурами. Городские думы получают право издавать в этой области обязательные постановления.
Правда, некоторые из них, касающиеся, например, очистки дымовых труб, содержания ввиду безопасности от пожаров ночных караулов и др., подлежат утверждению министра внутренних дел. Это новшество способствовало разработке новых и усовершенствованию старых противопожарных мер. Что особенно ценно, эти меры были приближены к конкретной местности и хозяйственному укладу города.