От основания Томска до появления первой профессиональной пожарной команды (1604–1819)

27 сентября (7 октября по новому стилю) 1604 года возникла пятнадцатая по счету русская крепость в Сибири – Томская. С этой даты и ведет свое основание город Томск.

Строительство раннего Томска, как и других сибирских городов, практически ничем и никем не регулировалось: каждый строил как сам разумел. Новые поселенцы пристраивались как можно плотнее к старым, стараясь уместиться за острожной стеной. Но такая компактность приводила к чрезмерной скученности застройки, крайне опасной при пожарах. А в деревянном городе пожары вспыхивали очень часто.

В ноябре 1639 года сгорела значительная часть верхнего острога, а в 1643 году новый пожар истребил почти весь город.

Ещё до больших пожаров один из воевод доносил царю Михаилу Федоровичу Романову: «А ныне, государь, город и острог огнил и развалился и ...дворы остарели и огнили, а жилецкие люди и пашенные крестьяне не починивают, а города, государь, и острога делать нечем, в твоей государевой казне денег нет».

И только вступивший на царский престол в 1645 году Алексей Михайлович повелел томскому воеводе князю Осипу Ивановичу Щербатому приступить к новому строительству. В течение 1647–1648 гг. городские стены, башни, воеводские хоромы, острожные сооружения, многие избы простых жителей Томска были капитально отремонтированы или возведены заново.

В царствование Алексея Михайловича в 1649 году были приняты два важных документа, положившие начало противопожарному законодательству в масштабах всей страны.

30 апреля 1649 года был принят «Наказ о градском благочинии», в котором, наряду с другими правилами по благоустройству городов и организации городской жизни, содержались и противопожарные нормы.

Так, предписывалось состоятельным людям держать во дворах медные водозаливные трубы и деревянные ведра, жителям же с малым достатком предписывалось приобретать их в складчину по 5 и более дворов. Это был первый шаг к повсеместному распространению насосов – пожалуй, первого специализированного инструмента, созданного для тушения пожаров.
«Наказ о градском благочинии» обязал всех трудоспособных горожан участвовать в тушении пожара. Впервые вводилось наказание за неявку на пожар. Топить печи в летнее время разрешалось только в чрезвычайных случаях, например, для принятия родов. Необходимо было подать челобитную, и при топке печи нужно было держать наготове воду для тушения пожара. Для приготовления пищи отводились специальные часы «с первого часу дни до четырех часов дни».

Другим важным документом, вышедшим в том же году, было «Уложение царя Алексея Михайловича». В нем впервые вводилось различие между неосторожным и злонамеренным поджогом. Соответственно разной была и ответственность за них. Если за пожар по неосторожности налагалось только взыскание, то поджигателей предписывалось сжигать. В 1664 году сжигание было заменено казнью через повешение. «Уложение» предусматривало наказание и за кражу имущества на пожаре.

В 1675 году были введены такие важные противопожарные правила, как регулярная чистка дымоходов и обязательная норма строительства колодцев. Контроль за соблюдением всех этих правил возлагался по-прежнему на «объезжего голову». Для оповещения о пожарах применяли церковные колокола.

До середины XVIII века заботы о противопожарных мероприятиях и борьба с огнем продолжали оставаться прежде всего уделом горожан.

Опустошительный пожар в Томске описал известный путешественник Г.И. Гмелин, кстати, и сам пострадавший от этого пожара. По его сведениям, пожар, случившийся 22 апреля 1741 года уничтожил 240 домов, почти все лавки Гостиного Двора, три общественных трактира, два соляных амбара и баню. Шесть дней спустя сгорело еще 12 домов близ Белого озера. Причиной обоих пожаров, по сведениям того же Г.И. Гмелина, явилось винокурение.

С организацией в городах России полицейской службы положение начинает меняться. Одной из задач городской полиции определена противопожарная безопасность. По «Учреждению для управления губерниями» 1775 года обязанность следить за состоянием противопожарных мероприятий возлагалась в уездах на земских начальников, а в городах на городничих. Они же должны были заниматься ликвидацией очагов пожаров, широко привлекая местное население.

Главной заслугой Екатерины II в области охраны правопорядка стал «Устав благочиния, или полицейский» 1782 года Устав создавал стройную и упорядоченную систему полицейских органов, он содержал и некоторые конкретные меры противопожарной безопасности.

В статье 84 говорилось: «... в каждой части города иметь брандмейстера или огнегасительного мастера», на каждый квартал полагалось иметь одного трубочиста (статья 138). Также в каждом квартале предписывалось иметь ночных сторожей за плату (статья 137), а конечные переулки квартала закидывать рогатками с 11 часов вечера до 5 часов утра. То же предписывалось делать и в случае пожара, вероятно для предотвращения мародерства (статья 144).

Для Томска появление «Устава благочиния» совпало с изменением его статуса. По указу 19 января 1782 года Томск становится областным городом Тобольского наместничества. В 1785 году в городе появляется новое должностное лицо – комендант, имеющий те же функции, что и городничий.

С появлением коменданта больших подвижек в борьбе с пожарами в Томске не произошло. В 1796 году в город прибыл новый комендант Панов. Обозрев город, он заметил много непорядка и внес свои предложения по устройству городской жизни на рассмотрение городской думы.

Для предостережения от пожарных случаев Панов предложил назначить от каждых 10 дворов обходной караул, чтобы в случае небольшого возгорания они могли потушить огонь и не дать ему распространиться. Для предотвращения пожаров он потребовал убрать с дворов складированные там сено, лес, дрова и т.д. В каждой части нужно было завести трубочиста, который не только чистил бы трубы, но и проверял исправность печей.

В 1800 году другой томский городничий заметил, «что в городе необходимо нужно иметь несколько трубочистов, а здесь таковых не имеется» и просил городскую думу найти способных к этому ремеслу людей и представить их в полицию. Думой был найден только один подходящий человек, поселенец Спасской волости Федор Чернышов, который и раньше подряжался чистить частным людям трубы. Именно его, вероятно, и стоит считать первым томским трубочистом.

К сожалению, в Томске, как и повсюду в Сибири, профессия трубочиста, овеянная романтическим ореолом сказок великого Г.Х. Андерсена, не получила должного распространения и признания. Забегая вперед, можно сказать, что и в XIX веке трубы в Томске чистились из рук вон плохо, и даже к концу века в городе не было ни одного профессионального трубочиста. Поэтому возгорание печной сажи являлось одной из распространенных причин пожара. Не было в Томске в то время ни мастера «огнегасительных дел», ни профессиональных пожарных. Специализированные пожарные команды даже в столичных городах стали возникать лишь в конце XVIII в.

В XIX веке совершенствование пожарной службы в России неразрывно связано с созданием и работой одного из самых крупных и жизненно важных министерств – Министерства внутренних дел.

Создание Министерства внутренних дел лишь на два года опередило создание Томской губернии. Два этих события можно считать основными предпосылками для начала развития в Томске и губернии полиции, а в ее рамках и пожарной службы.

В мае 1804 года первый томский губернатор В.И. Хвостов предложил городской думе подыскать для здания полиции другой дом, более просторный. В этом доме, наряду с полицейской канцелярией, помещением для частного пристава и арестантской комнатой предполагалось разместить пожарные инструменты и пожарных служащих. К началу следующего года дом был найден и обжит.

Вместе с тем постоянной пожарной команды в Томске в это время не было. Только в 1810 году вновь прибывший городничий Доментианов, найдя устройство пожарной службы Томска крайне неудовлетворительным, предложил на каждые 16 месяцев избирать по 250 человек горожан для несения караульной службы и выезда на пожары со своими инструментами. Причем наиболее состоятельные граждане должны были поставлять лошадей и бочки для подвоза воды. А менее состоятельные являться сами с инструментами.

За неприбытие или же опоздание на пожар городничий предложил брать штрафы и перечислять их в фонд общественного призрения. Одобрив в целом предложение городничего, дума внесла в его проект существенные поправки.

Например, подвоз воды горожанами своим транспортом она сочла слишком обременительной обязанностью для горожан. И срок дежурства сократила с 16 месяцев до 2-х. Кроме того, дума предложила нанять несколько мещан для подвоза воды, с тем, чтобы они занимались этим постоянно весь год и одновременно содержали бы пожарные инструменты. В конце концов, был принят именно этот вариант.

Город заключил соглашение с мещанами Меньшим, Ворониным и Редровым. Им вменялось в обязанность: находиться во время пожара в распоряжении полиции (летом – с телегами, зимой – с санями), подвозить на пожар 4 пожарные машины, 6 бочек и 4 телеги с баграми, содержать в полном порядке и постоянной готовности все пожарные инструменты и чинить их на общественные деньги. Годовая плата за эти услуги составила 1010 рублей. Контракт с ними был продлен и в последующие годы.

Все же прочие жители города, за исключением малолетних и немощных, не пригодных для тяжелой работы на пожаре, делились на шесть частей и дежурили по два месяца по очереди. Если во время их дежурства случался пожар, они обязаны были прибыть к месту пожара с инструментами и помочь в его тушении. Состав пожарных инструментов, имевшихся в то время в городе, был следующим: пожарные паруса и шиты, веревки, складные лестницы, бочки, косы, вилы, багры, телеги, оборудованные специально для подвоза инструментов, которые впоследствии стали называться «пожарными ходами».

В 1818 году в Томске было получено направленное министром полиции С.К. Вязьмитиновым «Положение о составе пожарной части в Санкт-Петербурге». Этот документ был разослан по всей стране как образец для устройства пожарных команд в соответствии с потребностями города.

Согласно ему город необходимо было разделить на несколько частей, в зависимости от его величины и местных обстоятельств. При каждой части необходимо было содержать нужное количество пожарных инструментов, лошадей и служителей, которые состояли бы в полном распоряжении полиции.

Каждая часть должна была располагаться в здании, где могли бы разместиться инструменты и сами пожарные служители, а также имелись бы конюшни для лошадей. В каждом городе обязательно должен быть брандмейстер и при нем два ученика, знающие обращение с пожарными машинами и умеющие их чинить. Причем предлагалось наиболее способных людей с мест присылать в Санкт-Петербург для обучения этому мастерству.

Пожарные части необходимо было обеспечить нужными инструментами. Местные власти должны были рассчитать сумму, необходимую единовременно на устройство пожарных частей в городе, а также сумму, необходимую ежегодно для поддержания этих частей в исправном состоянии.

В сентябре 1818 года городской думой по приказу губернатора Д.В. Иличевского было выделено 1000 рублей на ремонт и приобретение пожарных инструментов, лошадей и найм людей. Такая же сумма на эти цели была выделена и в следующем 1819 году.

К июню 1819 года в Томске была сформирована первая пожарная команда.


Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3822) 600-800
Приемная
8 (3822) 69-99-99
Единый «телефон доверия»
kanc@70.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)