20-е годы XIX века (появление в Томске первой профессиональной пожарной команды)

В 1818 году в Томске было получено направленное министром полиции Сергеем Кузьмичом Вязьмитиновым «Положение о составе пожарной части в Санкт-Петербурге». Этот документ был разослан по всей стране как образец для устройства пожарных команд в соответствии с потребностями города.

Согласно ему город необходимо было разделить на несколько частей, в зависимости от его величины и местных обстоятельств. При каждой части необходимо было содержать нужное количество пожарных инструментов, лошадей и служителей, которые состояли бы в полном распоряжении полиции.

Каждая часть должна была располагаться в здании, где могли бы разместиться инструменты и сами пожарные служители, а также имелись бы конюшни для лошадей. В каждом городе обязательно должен быть брандмейстер и при нем два ученика, знающие обращение с пожарными машинами и умеющие их чинить. Причем предлагалось наиболее способных людей с мест присылать в Санкт-Петербург для обучения этому мастерству.

Пожарные части необходимо было обеспечить нужными инструментами. Местные власти должны были рассчитать сумму, необходимую единовременно на устройство пожарных частей в городе, а также сумму, необходимую ежегодно для поддержания этих частей в исправном состоянии.

В сентябре 1818 года городской думой по приказу губернатора Демьяна Васильевича Иличевского было выделено 1000 рублей на ремонт и приобретение пожарных инструментов, лошадей и найм людей. Такая же сумма на эти цели была выделена и в следующем 1819 году.

К июню 1819 года в Томске была сформирована первая пожарная команда.

Она состояла из 8 служителей. При них было 20 лошадей с нужной упряжью, пожарные инструменты. Тогда же пытались избрать из мещан несколько брандмейстерских учеников для отправки их в столицу для обучения, но желающих не нашлось. К тому же и сумма, необходимая для содержания их в столице и призрения их семей, оказалась слишком большой.

Поэтому губернатором Д.В. Иличевским в феврале 1821 года был назначен на эту должность некий Штульмиллер, из рабочих. Он и стал первым брандмейстером в Томске. Ему было поручено наблюдение за всеми пожарными инструментами и за пожарными служителями и положен оклад – 250 рублей в год.

Содержалась команда за счет городских средств. Так, в 1820 году полное ее годовое содержание обходилось в 2500 рублей.

Команда была слишком мала, чтобы в одиночку справиться с большим пожаром, поэтому по-прежнему активно привлекалось население.

В первой четверти XIX века томский пожарный обоз окончательно приобретает собственных лошадей, и это событие так же важно для того времени, как сегодня обеспечение автотранспортом. Наличие собственных лошадей позволяет намного ускорить выезд пожарных на место бедствия и доставку туда инструментов.

Пожарная лошадь, выносливость и безотказность которой вошли в поговорку, с тех пор на долгие десятилетия становится верным помощником пожарного.

В августе 1820 года в Томске был получен указ министра внутренних дел Виктора Павловича Кочубея, содержащий новые меры для совершенствования пожарной охраны в городах. Пожарные машины должно было иметь в достаточном количестве, причем распределять их по частям города равномерно. Особенно если в городе имелись какие-либо естественные преграды: реки, озера, овраги и т.д., чтобы в случае перерыва на какое-то время связи одной части города с другой не было ущерба для противопожарной службы.

Сами машины нужно было приобретать в Москве, Петербурге, Киеве, Риге, Казани, Вильно, Харькове и других городах, среди которых не было ни одного сибирского. Самым ближайшим городом была Казань.

Как общая проблема всех городов была указана нехватка на местах обученных людей во время пожаров. Император повелел обучать обращению с инструментами на пожаре и другим способам борьбы с огнем солдат внутренней стражи и инвалидных команд.

В сентябре 1821 года в Томск прибыл новый городничий Е.А. Касаротов. Как уроженец Центральных губерний, участник заграничных походов русской армии в Отечественную войну 1812 года, он заметил много неустройств и нарушений. К тому же 8 сентября 1822 года в Томске случился сильный пожар. Действия на нем полиции были признаны тобольским и томским генерал-губернатором неудовлетворительными. Е.А. Касаротовым был предложен новый проект устройства пожарной части при полиции.

Теперь пожарные инструменты решено было выдавать жителям не на два месяца, а навсегда или, во всяком случае, на неограниченный срок. Было решено изготовить деревянные таблички с изображением инструментов и прикрепить их к соответствующим домам. Ответственные за данный инструмент должны были следить за его исправностью и являться на пожар вовремя и со своим инструментом. С неявившихся или опоздавших полагалось «взыскивать неослабно».

Расписание пожарных инструментов было составлено Касаротовым совместно с членами городской думы, для чего первоначально был составлен реестр обывательских домов г. Томска.

Всего в Томске того времени оказалось 440 домов. Пожарные инструменты были распределены следующим образом: с бочками и лошадями должны были являться 51 человек, с топорами – 50, с ведрами – 60, с лопатами – 50, с веревками – 25, к пожарным машинам – 60, с баграми – 100, к щитам – 20, с железными ломами – 20 человек.

То есть всего на пожар должно было являться 336 человек. Таким образом, неохваченной пожарной повинностью осталась только четверть обывательских домов.

По набору инструментов и задействованных для их применения людям можно судить о технике пожаротушения в Томске того времени. Несомненно, преобладал такой способ, как снос строений, соседних с загоревшимся. Об этом говорит большое количество людей с баграми, топорами, ломами. Кроме того, применялось отстаивание соседних зданий с помощью щитов, поливаемых водою, огонь заливали с помощью пожарных насосов.

Е.А. Касаротов нашел местного брандмейстера Штульмиллера «сколько неисправным, столько же и малознающим» и заменил его мещанином Меншиковым. Также 1 января 1822 года городничий велел думе избрать в каждую часть города по два трубочиста, которые получали бы за свою работу такую же плату как выборные сотские и будочники – по 5 рублей в месяц. Было избрано 6 человек: Е. Павлов, Н. Васильченко, Т. Анисимов, А. Какуйский, Б. Подземельный, Т. Новоселов.


Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3822) 600-800
Приемная
8 (3822) 69-99-99
Единый «телефон доверия»
kanc@70.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)