90-е годы XX века

После распада СССР началась долгая и мучительная перестройка государства в политическом и социально-экономическом плане. Население страны в поисках средств существования и извлечению прибыли перестало всерьез обращать внимание на правила пожарной безопасности. Это привело к заметному росту количества пожаров и гибели людей.

Пожары в России приобрели масштабы национального бедствия. В 1993 году произошла 331 тысяча пожаров, материальный ущерб от которых составил около 200 млрд. рублей. Из-за ослабления противопожарной пропаганды у многих граждан и должностных лиц различных предприятий и учреждений притупилась бдительность. Сложилось обстановка, когда в жилом секторе и на многих предприятиях наблюдалось полное отсутствие первичных средств пожаротушения и средств оповещения о пожаре.

Сознавая глобальность проблемы обеспечения пожарной безопасности, руководство страны преобразует пожарную охрану в противопожарную и аварийно-спасательную службу МВД Российской Федерации. При существенном расширении функций пожарной охраны она в большей мере нуждалась в финансовой и правовой поддержке государства.

Понимая необходимость принятия неотложных мер, 23 августа 1993 года Совет Министров РФ преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ (СПАСР) в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД России. Перед ГПС был поставлен ряд принципиально новых задач, в т.ч. разработка государственных мер нормативного регулирования в области пожарной безопасности, научно-технической политики, а также координация противопожарной деятельности министерств и ведомств.

21 декабря 1994 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности», согласно которому проблема пожарной безопасности становилась государственной. После принятия этого закона стали развиваться такие новые виды деятельности как сертификация и лицензирование объектов, которые положительно повлияли на состояние их пожарной безопасности. Однако экономическая обстановка в стране в тот период сдерживала реализацию заложенных в законе положений и норм.

Описанные выше проблемы пожарной службы не миновали Томскую область.

«На Асиновском лесопромышленном комбинате, – писала газета «Красное знамя», – цехи по переработке древесины не оборудованы автоматическими установками обнаружения и тушения пожаров. Объекты очень плохо обеспечены водоснабжением. Территории четырёхрамного цеха и нижнего склада завалены древесными отходами. Не лучше и на Тогурском ЛПК. В цехе лесозавода не закончен монтаж систем пожаротушения, на складе готовой продукции не установлены лафетные стволы. Не соблюдается пропускной режим на территорию».

Газета приводила страшные цифры. Согласно ним только за 1989 год пожары на объектах и в жилых домах объединения «Томлеспром» вспыхивали 117 раз, ущерб от огня составил около 200 тысяч рублей.

5 мая 1990 года на улицах Мельничной, Войкова и в переулке Сухоозерном сгорело 15 деревянных жилых домов, множество сараев, гаражей и бань. Трагедия началась с маленького костерка на берегу Томи, который был подхвачен ураганным ветром. Пожарные не успевали сбить пламя с одного дома, как за их спиной вспыхивал другой. В тот день было 46 выездов на загорания не только в Томске, но и в окрестных деревнях. Были задействованы абсолютно все силы, и всё же их не хватало.

Через 18 минут после этого пожара произошёл ещё один на Томском ЛПК. На помощь томичам прибыли пожарные из Кемерова. Огонь тушили два пожарных поезда, речные катера, поливочные машины и насосные станции.

В то же время шла борьба с огнём в деревне Тека Кожевниковского района, где также вспыхнули жилые дома. Ветер был настолько сильным, что перебрасывал пламя на расстоянии в 150 метров.

Ущерб только от этих трёх пожаров составил более миллиона рублей. Около ста семей остались без крыши над головой.

Сложная ситуация была с пожарной охраной детских лагерей, находящихся в нескольких десятках километрах от города. Ещё свежа была в памяти трагедия, произошедшая в пионерском лагере «Мечта». Однако и это событие не повлияло кардинальным образом на ситуацию, и в 1990 году детские лагеря проходили приемку по 4-5 раз.

Настоящей трагедией в те годы стали поджоги и пожары, вызванные неосторожным обращением с огнём маленьких детей. Только за неполный 1990 год было зарегистрировано 244 пожара, в которых погибло 10 детей.

Одним из самых трагичных происшествий в 1990-е годы на территории Томской области стала трагедия в училище связи, произошедшая 17 июля 1997 года. В казарме, где находились курсанты военного училища, обрушились потолочные перекрытия, в результате чего 52 курсанта оказались погребены под завалом железобетонных конструкций, 12 из них погибли.

«Страшная трагедия произошла в нашем городе: погибли молодые здоровые ребята, которые хотели стать воинами, офицерами, видели своё призвание в службе Отечеству. Но судьба обошлась с ними жестоко, они погибли не на войне и не с оружием в руках. Смерть настигла их мирно спящими, беззащитными перед трагическими обстоятельствами, – писало на своих страницах «Красное знамя».

По итогам ликвидации ЧС ряд пожарных был представлен к правительственным наградам. Среди них трое были представлены к Ордену Мужества (А. Размыслов, С. Кравченко, Д. Гуляев), четверо – к медали «За спасение погибавших» (С. Колесниченко, С. Лапин, В. Граченко, С. Сазонов). 28 сотрудников были поощрены Министром внутренних дел.

Одной из причин возросшего числа пожаров в 1990-е годы являлось трудное материально-техническое состояние пожарной службы Томской области. Сотрудники по несколько месяцев не получали зарплату. Не хватало запчастей для автомобилей, горючего, спецодежды.

Многие сотрудники уходили со службы, но многие затем возвращались, если не удавалось найти работу в другом месте. Оставались самые стойкие, кто прикипел душой к пожарной работе. Благодаря этому удалось преодолеть возникшие в 1990-е годы трудности. Пожарная охрана не потеряла оперативности и устояла там, где всё разваливалось. Доставали всеми правдами и неправдами запчасти, ремонтировали и вводили в строй технику.

Благодаря проводимой работе и высокому профессионализму сотрудников в 1990-е годы удалось не только сохранить на уровне материально-техническое состояние пожарных частей, но и в некоторых аспектах улучшить его по качественным и количественным показателям.

Когда распался СССР, многие предприятия стали закрываться, а здания оставались пустыми. Средств новых к постройке пожарных частей никто не давал. Вопрос о пожарных частях был поднят и поддержан в Законодательной Думе Томской области. Главам районных администраций была дана команда оказать всевозможную помощь в этом деле. Практически безвозмездно пустующие здания в районах области передавались пожарной службе и переоборудовались под пожарные депо.

С трудом в то время приходилось добывать пожарную технику. Износ парка автомобилей составлял более 70%. По областному бюджету были выделены средства, на которые стали закупать пожарную технику. Одновременно решалась проблема с пожарным снаряжением, прежде всего, с противогазами.

Положительным изменением в работе пожарной службы стал перевод караула с трехсменного на четырехсменный. Но при введении новой системы немедленного увеличения численности состава пожарных частей не произошло, и караулы продолжали оставаться ослабленными.

После того, как пожарная охрана в городе и в районах была приведена в относительно нормальное состояние, возник вопрос о расширении пожарной охраны. Ведь не все районы области находились в равных условиях по защищенности от огня.

Стали задумываться о расширении пожарной охраны. Подготовили соответствующие документы, вышли с инициативой в Думу Томской области. Была составлена целевая программа.

В итоге из 300 запрошенных единиц личного состава было выделено 100 полностью финансируемых из областного бюджета.

Благодаря выделенному финансированию в 19 населённых пунктах были открыты пожарные посты. Пожарный пост представлял собой пожарный автомобиль и 5 человек личного состава. Выделение помещений тоже на себя взяла местная администрация.

В дальнейшем, в соответствии с целевыми программами, планировалось последующее увеличение численности с расчётом на преобразование пожарных постов в полноценные пожарные части. Это уже был конец 1990-х – начало 2000-х годов.


Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3822) 600-800
Приемная
8 (3822) 69-99-99
Единый «телефон доверия»
kanc@70.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)