Пожарная служба в годы революции и Гражданской войны
Несмотря на экстремальную ситуацию периода революции и Гражданской войны, по-прежнему составной частью деятельности по охране общественного порядка и безопасности оставалось обеспечение пожарной безопасности. После Февральской революции работа по предупреждению и тушению пожаров была возложена на городские и земские самоуправления.
Поскольку в Сибири, в том числе в Томской губернии, земские органы появились только в конце 1917 года, эти функции приходилось выполнять городским самоуправлениям. В их составе были созданы пожарные комиссии. Как справедливо отмечается в исторической литературе, «деятельность этих органов ограничивалась текущими делами и была направлена на поддержание элементарной пожарной безопасности».
Профессиональная пожарная охрана даже в крупных городах была немногочисленной. В Томске её возглавлял городской брандмейстер. А в небольших городах и сельской местности борьбу с огнём вели главным образом добровольные пожарные команды и дружины.
Техническое оснащение пожарной охраны в Томске было тогда довольно примитивным. Оно включало традиционный конный пожарный ход с ручным насосом, бочки, ручные лестницы, дымовые маски, багры, топоры, спасательные веревки, рукава. В пожарных частях Томской губернии не было ни одного автомобиля. Впрочем, тогда во всей России пожарные располагали всего лишь 10 автомобилями.
С приходом к власти большевиков в ноябре 1917 года началась реорганизация пожарной охраны. Управление ею первоначально было возложено решением СНК на Комиссариат по делам страхования. Затем Совнарком принял 17 апреля 1918 года. специальный декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём».
Этот документ стал основой становления и развития советской пожарной охраны. День принятия декрета стал профессиональным праздником пожарных России.
Для охраны достояния Республики от пожаров, руководства, объединения и развития мероприятий по борьбе с огнём учреждался Пожарный совет под председательством Главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнём М.Т. Елизарова. В состав совета вошли 23 человека, среди которых были представители ряда наркоматов, в том числе НКВД, Всероссийского пожарного общества и др.
Само учреждение такого объединяющего органа очень важный момент организационного устройства одной из наиболее необходимых человеку в его жизни государственной службы. По предложению Совета в профессиональных пожарных частях был установлен нормированный рабочий день, были восстановлены курсы пожарных техников. В Москве и Петрограде проводились серии испытаний конструкций зданий на их огнестойкость. Пожарный Совет разработал ряд профилактических и наступательных мер по борьбе с огнем. В расширенных заседаниях Совета принимали участие представители многих организаций трудящихся.
В декабре 1918 года в составе Высшего Совета Народного Хозяйства были созданы пожарно-страховой отдел и при нем коллегия. Руководить пожарным делом в губерниях должны были пожарно-страховые отделы совнархозов также с коллегиями во главе. Однако вернемся к Декрету 1918 года, основными положениями которого были следующие:
- издание на устанавливаемых законами основаниях общих правил, инструкций и обязательных постановлений о мирах предупреждения и тушения пожаров и в том числе правил по противопожарной охране фабрично-заводских и горнозаводских предприятий, нефтяных промыслов, рудников, лесов, торфяников и прочих источников народного благосостояния;
- установление порядка собирания материалов и форм ведения пожарной статистики, а также заполнение анкет и проведение обследований в области пожарного дела и огнестойкого строительства;
- наблюдение за исполнением подлежащих узаконений и обязательных постановлений по пожарной части и за правильным расходованием денежных средств, отпускаемых пи противопожарные меры и огнестойкое строительство.
Нетрудно заметить, что названные положения логически привели к созданию Государственного пожарного надзора, что является характерной и отличительной чертой советской пожарной охраны.
Другие положения Декрета касаются функций пожарной охраны:
- установление контроля за производством на фабриках о заводах предметов противопожарного оборудования и снаряжения, разработка нормальных типов пожарных инструментов и машин, а также проведение мероприятий, способствующих улучшению и удешевлению предметов противопожарного оборудования и широкому распространению их среди населения;
- производство испытаний по применению новых изобретений и усовершенствований в области предупреждения и тушения пожаров, а также опытов над строительными материалами и различными типами построек и отдельных их частей;
- устройство пожарных выставок и съездов, совершенство¬вание противопожарного водоснабжения; устройство пожарной сигнализации; подготовка специалистов пожарного дела, открытие пожарно-технических училищ, школ и курсов, разработка программ учебных занятий в них, устройство пожарно-испытательных станций и др.;
- издание общедоступных руководств – журналов, брошюр и других печатных произведений по пожарному делу и огнестойкому строительству и принятие всякого рода мер к самой широкой популяризации сведений о мерах борьбы с огнем.
Таким образом, в положениях заложены основы производства и совершенствования пожарной техники, развития научно-исследовательской работы в области пожарного дела, подготовки кадров пожарных специалистов, широкого издания пожарно-технической литературы и других вопросов, важных для развития пожарной охраны.
На местах по соглашению с Советами рабочих и крестьянских депутатов учреждались особые пожарные органы – губернские, уездные, городские, волостные пожарные комитеты. В частности, в состав городского пожарного комитета входили представители городского Совета, профессиональной и добровольной пожарных организаций, страховых учреждений и технического надзора. Эти комитеты руководствовались «Положением о местных органах противопожарного надзора». Кратковременность существования власти Советов в Томской губернии в первой половине 1918 года не позволила развернуть работу пожарных комитетов. Поэтому пожарное дело в 1917-1919 гг. находилось в основном в ведении местных органов самоуправления Временного правительства, а затем белых правительств.
Между тем к лету 1918 года обстановка с пожарами в России резко осложнилась.
Томская губерния в этом отношении не стала исключением. Если в 1916 г. в Томске произошло 92 пожара, в 1917 г. – 98, то в 1918 г. – 125. В немалой степени это было связано с сокращением финансирования, слабой материальной обеспеченностью пожарных команд. В частности, томские пожарные обозы в течение нескольких лет не имели возможности провести капитальный ремонт, приобрести необходимое оборудование. Не случайно их состояние в 1919 г. характеризовалось как «не особенно удовлетворительное», а работоспособность по сравнению с 1916 г. оценивалась на 75 %.
В Томске тогда имелось три пожарных части – Нейтральная, Юрточная и Сенная, а также Заисточное депо, функционировавшее только в летние месяцы. Возглавляли их соответственно Владимир Михайлов, Василий Манахов, Михаил Соболевский и Михаил Манохин. Кроме того, в городе существовало добровольное пожарное общество во главе с Сергеем Куклиным. Каждая из пожарных частей относилась к одному из городских участков милиции. Самой большой по составу была команда Юрточной части. Помимо начальника и одного его помощника, она включала 24 человека, в том числе 15 строевых, 5 так называемых ездовых и 4 каланчиста. Всего же в составе томских пожарных команд вместе с их руководством насчитывалось на июль 1919 г. 109 чел., а также 23 экипажа и 84 лошади. Начальником городской и добровольческой пожарных команд являлся Г.Д. Генерозов.
Добровольное пожарное общество в Томске существовало на частные пожертвования, членские взносы, за счёт организации разного рода доходных развлечений, доходов от эксплуатации водовозной артели, вспомоществования городского самоуправления, незначительные субсидии от акционерных страховых обществ.
Уполномоченный командующего войсками Омского военного округа по охране государственного порядка и общественного спокойствия в Томской губернии генерал-майор Сергеев провёл 16 мая 1919 г. в Томске смотр частям городской пожарной команды и команды добровольного пожарного общества. На смотре присутствовали также товарищ (заместитель) городского головы Н.С. Васильев, двое членов управы, начальник городской милиции С.С. Мишунич вместе со своими заместителями А.Г. Беигелем и Л.З. Шишко и товарищ прокурора Г.Л. Покровский.
В смотре принял участие 91 служащий пожарной охраны, были задействованы 20 экипажей и 61 лошадь. Пожарные продемонстрировали выбрасывание механической и так называемой «французской» лестниц, применение спасательного мешка, маски Кенига, ручной пожарной машины и установку водопровода при семиходном кране.
В приказе по итогам смотра отмечалось: «пожарники работали живо, ловко, без излишней суеты. Внешний вид людей молодцеватый, с выправкой, указывающий на то, что начальствующие лица положили много труда для установления в отрядах дисциплины, без каковой немыслима плодотворная работа. Приветствия звучали бодро. Экипажи содержатся в чистоте. Пожарные принадлежности, равно как и лошади, носят на себе следы заботливого ухода и внимания». В заключение генерал-майор благодарил «всех начальствующих лиц и всех чинов частей и команд за молодецкую работу».
После прекращения деятельности колчаковской администрации в декабре 1919 года начинается новый этап строительства советских органов власти.
Особенностью нового этапа советского строительства было создание не избираемых, а назначаемых сверху чрезвычайных органов власти – губернских, уездных, волостных революционных комитетов. Их деятельность направлялась и контролировалась Сибирским революционным комитетом, образованным ещё в августе 1919 года.
Одним из важнейших структурных подразделений в составе губернского революционного комитета, а затем и губисполкома являлся отдел управления. Губернские и уездные отделы управления являлись основными звеньями местного аппарата НКВД, выполнявшего тогда весьма широкие функции. В его ведении находились не только органы охраны общественного порядка и безопасности, борьба с преступностью, лагеря принудительных работ, органы пожарной охраны (с июля 1920 г.), но также и вопросы советского строительства. Осенью 1920 г. в отделе управления Томского губисполкома имелись следующие подотделы: общий, инструкторско-информационный, общественных работ и повинностей, записи актов гражданского состояния, управления по эвакуации населения и милиции.
На заключительном этапе Гражданской войны по-прежнему значительное внимание уделялось обеспечению пожарной безопасности как составной части всей деятельности по охране общественного порядка и безопасности. 23 февраля 1920 г. коллегия Томского губернского коммунального отдела, образованного ещё 31 декабря 1919 г., постановила сформировать с целью «улучшения пожарного дела и руководства хозяйственной частью» специальный пожарный подотдел. Он функционировал в качестве пожарно-страхового отдела при Томском губернском совете народного хозяйства. Однако за восемь месяцев своего существования подотдел мало что сделал. Подобная картина наблюдалась и в других регионах страны.
С целью профилактики и более эффективной борьбы с пожарами, а также с поджогами предприятий, учреждений, жилых домов Томский губернский революционный комитет был вынужден 14 июня 1920 г. создать при Губчека чрезвычайную комиссию по борьбе с поджогами и пожарами, которая подчинялась Сибирской чрезвычайной комиссии, а пожарные подотделы становились рабочим аппаратом комиссии. В неё вошли представители губревкома, ЧК, уездного военкомата, губернского совета профсоюзов и коммунального отдела. Чрезвычайная комиссия организовала регулярные проверки противопожарного состояния предприятий, учреждений, домовладений. При этом обнаружилось «хаотическое состояние противопожарных средств».
В спешном порядке стали проводиться противопожарные мероприятия. Пожарные команды были усилены за счёт мобилизации специалистов пожарного дела, пожарные части переведены на военное положение, а пожарные приравнены к бойцам Красной армии и стали получать красноармейский паёк. Однако принятые меры, будучи вызваны чрезвычайными обстоятельствами, не носили систематического характера. Что же касается состояния борьбы с огнём в сельской местности Томской губернии, то в одном из докладов, составленных осенью 1920 г., констатировалось: «в деревнях и сёлах пожарного дела как такового нет».
Поэтому не случайно органы пожарной охраны с целью повышения эффективности работы были переданы постановлением Совнаркома в июле 1920 г. в ведение наркомата внутренних дел. Непосредственное руководство ими осуществлял пожарный отдел управления коммунального хозяйства НКВД. Вскоре появилось соответствующее постановление Сибирского революционного комитета и приказ Томского губревкома, на основании которых с августа 1920 г. «общее руководство, управление и заведование пожарным делом в Томской губернии как в административно-техническом, так и в финансово-хозяйственном отношении» было возложено на пожарный подотдел коммунального отдела. На местах руководство пожарным делом возлагалось на пожарные подотделы уездных и городских органов власти.
С 1920 года руководство пожарной охраной сосредоточивается в народном комиссариате внутренних дел, где был создан Центральный пожарный отдел во главе с энергичным и деятельным брандмейстером Петроградской пожарной команды А.Г. Кривошеевым. Пожарный Совет стал межведомственным координирующим совещательным органом. В дальнейшем постановлением Совета труда и Обороны от 4 мая 1921 года «О мерах к сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовности» устанавлива¬лось единоначалие при борьбе с пожарами:
1. Воспретить под страхом предания суду использование пожарных лошадей, инвентаря и рабочих на посторонние, не относящиеся к пожарному делу работы.
2. Воспретить всем должностным лицам при тушении пожара вмешиваться в распоряжения брандмайора или брандмейстера, а в местах отсутствия профессиональных команд начальников добровольных дружин или пожарных старост
3. Обязать пожарные подотделы немедленно доносить о всех нарушениях в местный губернский отдел юстиции на предмет привлечения виновных к суду».
Это постановление и поныне имеет принципиальное значение, так как положительно сказалось на практике пожаротушения и нашло свое отражение в документах пост советский действительности. Тогда же было предложено различным ведомствам обеспечить жизнедеятельность пожарной охраны, например, Народному комиссариату продовольствия продовольствием личный состав пожарных подразделений, военному ведомству – направить часть лошадей, возвратить из Армии всех пожарных работников, прослуживших до призыва в Армию в пожарных командах не менее 6 месяцев, для использования их по специальности. Для усиления мобильности пожарных частей Правительство принимает решение срочно мобилизовать для нужд пожарной охраны 3000 лошадей, годных для службы в пожарных командах.
Внешнеторговые организации, несмотря на ограниченные валютные средства, закупают за границей в первую очередь самое необходимое, то есть транспорт и энергетическое оборудование и... пожарное имущество: механические пожарные лестницы, несколько автонасосов и противодымные приборы.
В Томске существовал собственный городской пожарный подотдел, которому подчинялся брандмайор. Последний отвечал за противопожарную безопасность в пределах города, его пригородов и всех предприятий, входивших в городскую черту.
В городе в 1920 г. имелось 5 пожарных частей – Центральная, Сенная, Петровская, Юрточная и Заисточная. Начальником Томской городской пожарной команды в 1920 г. был Коростовиев, помощником начальника команды Томского добровольного пожарного общества – Корельский.
Томский губернский пожарный подотдел (Губпожар) был сформирован 4 сентября 1920 г. и спустя неделю приступил к работе. В его составе находилось 9 человек, в том числе заведующий отделом И.М. Щербаков, губернский пожарный инспектор Р.Е. Высоцкий, районные инспектора С.А. Куклин и М.С. Тотмянинов.
Свою деятельность отдел начал с учёта и перераспределения пожарного инвентаря, а также с организации добровольных пожарных дружин. Однако слабая материально-техническая база, отсутствие постоянной связи с уездами, городскими пожарными отделами отрицательно сказывались на эффективности работы, как самого отдела, так и подведомственных ему пожарных частей.
В тот период наблюдался острый дефицит всего – квалифицированных кадров, пожарного инвентаря, одежды и обуви для пожарных. В одном из докладов И.М. Щербакова отмечалось, что «при замещении даже второстепенных должностей Губпожар находится зачастую в безвыходном положении». В частности, пожарную команду в Нарыме возглавлял Блохин - «человек, совершенно не знакомый с пожарным делом». В докладе говорилось также о «страшной нужде в специальном обмундировании, тёплой одежде, обуви», о том, что пожарные команды «буквально раздеты и разуты» и что на 800 профессиональных пожарных в губернии в последнее время было получено лишь 26 пар обуви и материя для пошива 107 комплектов лёгкого обмундирования.
Однако, несмотря на все сложности, томские пожарные продолжали выполнять свою работу, спасая от огня народное достояние и имущество горожан. Так, в мае-июле 1920 г. томская пожарная команда совершила соответственно 11, 14 и 11 выездов на борьбу с огнём. За эти же три месяца пожарные провели 109 учебных сборов. Не сидел сложа руки и губернский пожарный подотдел. Проведённая в феврале 1921 г. проверка показала, что за четыре месяца своего существования он «сделал очень много». Высоко была оценена работа заведующего подотделом И.М. Шербакова и старшего пожарного инспектора Р.Е. Высоцкого.
Таким образом, годы революции и Гражданской войны стали едва ли не самым тяжёлым временем в истории российских органов внутренних дел. В течение трёх только лет в Томске четырежды менялись власть и управление. И всякий раз смена власти сопровождалась радикальной реорганизацией правоохранительных органов. В условиях социальных катаклизмов эти органы, прежде всего милиция, были вынуждены выполнять множество несвойственных им функций вплоть до участия в боевых операциях, наряду с воинскими частями. Всё это отрицательно сказывалось на решении главных задач, заключавшихся в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан, борьбе с резко увеличившейся тогда преступностью.